XXVII Международный фестиваль современной хореографии собрал в городе на Двине представителей передовых танцевальных школ более чем из 20 стран мира.
Графический символ фестиваля – меандр – очень точно отражает главную линию IFMC: вечное движение, течение, круговорот. Именно поэтому интерес к происходящему на витебской сцене не стихает вот уже 27 лет, и каждый год город на Двине на несколько дней превращается в столицу танца модерн.
– Витебск всегда стоял в авангарде современного искусства. Эта традиция, заложенная художниками в двадцатые годы прошлого века, продолжается сегодня в хореографии. IFMC обрел свое лицо, стал площадкой для новаций в области танца модерн, – сказал в приветственном слове на открытии фестиваля министр культуры Беларуси Борис Светлов.
Настраивала на восприятие концептуальной хореографии открывшаяся в холле концертного зала «Витебск» выставка «Колористические пространства» одного из ярких представителей беспредметной живописи Беларуси Анатолия Журавлева. Его картины очень гармонично вписались в концепцию IFMC, представляющего передовые направления в искусстве.
Сквозную тему нынешнего действа бессменный организатор фестиваля, заместитель генерального директора Центра культуры «Витебск» Марина Романовская определила как «Путь к себе».
– Все произведения объединяет артистический гуманизм. Люди из разных стран говорят на одном языке танца и призывают к взаимопониманию, дружбе, любви. Так получилось, что в этом году приехало много коллективов из Украины и России, никто не проявляет какого-то недружелюбия, все едины в одном стремлении – найти свой путь в мире творчества, – отметила Марина Романовская.
За три прошедших дня витебляне и гости города смогли увидеть выступления признанных в мире хореографии коллективов: Челябинского театра современного танца, “Киев модерн-балета”, танцевальной компании «Andersson Dance” из Швеции, «Fine Five Dance Theatre” из Эстонии. В концерте открытия приняли участие солисты Пермского государственного театра “Балет Евгения Панфилова” (22 ноября этот обласканный витебскими зрителями коллектив покажет балет «Глазами клоуна», который в нынешнем году номинирован сразу на три «Золотые маски» – национальную театральную премию России), а также виртуозный танцор Альваро Эстебан Лопес. Испанец поразил зал безупречной техникой: движения тела складывались в перетекающий пластический рисунок с отточенными графическими линиями. Постоянные зрители IFMC, а таковых немало, хорошо запомнили этого исполнителя, имитирующего движения насекомых в спектакле «Энтомо», показанном три года назад на витебской сцене.
Иной подход к современной хореографии продемонстрировала компания из Великобритании "Гандини жонглируют". На сцене IFMC артисты показали спектакль "Разбитый", посвященный известной немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш, которую называют королевой выразительного танца. Создатель авторского театра, она утверждала, что танец может жить в любых формах. Главное – это точность пластического выражения мысли, эмоции.
В компании «Гандини жонглируют» интернациональный состав, большинство – жонглеры, учились этому искусству в школах Испании, Франции и Великобритании. А вот в хореографии, по признанию самих артистов, они не профи, но с большим интересом и старанием осваивали технику современного танца в ходе работы над постановкой. Вдохновляли и слова Пины Бауш, которая говорила: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет».
В спектакле «Разбитый» просматривается хореографическая стилистика Пины Бауш, но акцент сделан на том, что артисты умеют делать лучше всего, – жонглировании.
– Мы выбрали яблоки, которые символизируют познание (яблоко Ньютона), любовь (райский фрукт). Кроме того, их можно найти в любой стране. У нас было уже 400 представлений по всему миру, мы стали экспертами по яблокам, поэтому можем утверждать, что белорусские очень вкусные, – сказал после спектакля один из артистов.
Компания из Великобритании продемонстрировала свое видение танца модерн и показала английский юмор, который прикрывает нешуточные коллизии и страсти.
Непростые отношения между людьми, баланс между мечтой и реальностью, преодоление разного рода фобий легли в основу спектаклей, представленных на вечере одноактных балетов в Национальном театре имени Якуба Коласа. Зрители увидели постановки коллективов из Швеции, Эстонии и России, а также работу итальянского хореографа и танцора Эммануэле Соави, исполнившего под музыку Клода Дебюсси «Послеобеденный отдых Фавна». Этот одноактный балет в свое время был поставлен и исполнен более ста лет назад в Париже в рамках Русских балетов Дягилева хореографом и танцором Вацлавом Нижинским. Тогда он вызвал неоднозначную реакцию: одна часть публики и критики обвиняла Нижинского в непристойности, другая восхищалась новаторским решением. Эммануэле Соави представил свою современную трактовку этого произведения, которое вошло в историю балета и положило начало безграничным экспериментам в XX веке.
Настоящим подарком любителям современного танца стали два спектакля «Киев модерн-балета» в постановке Раду Поклитару: «Андеграунд» и «Женщины в ре миноре». У хореографа свой почерк, отличающийся особой выразительностью и зрелищностью, своя философия танца. Своеобразным эпиграфом для «Андеграунда» Раду Поклитару взял слова Жана-Поля Сартра: «Ад – это другие». Именно такие ощущения испытывают его персонажи, загнанные в подземелье войной и вынужденные находиться вместе в замкнутом пространстве. Источником вдохновения для балета «Женщины в ре миноре» послужили известная пьеса Лорки «Дом Бернарды Альбы» и знаменитый «Концерт №1 для клавира с оркестром ре минор» Баха. Здесь нет прямых сюжетных совпадений, есть настроение, навеянное литературой и музыкой. Смотреть работы «Киев модерн-балета» большое удовольствие, они завораживают, возвышают и западают в душу.