Наркоторговцы все чаще ищут клиентов в интернете, полагая, что им удастся избежать ответственности. Однако правоохранители раз за разом доказывают им обратное, уверил следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против информационной безопасности и незаконного оборота наркотиков следственного управления УСК по Витебской области майор юстиции Александр Сулим.
— Я около десяти лет занят в сфере борьбы с распространением наркотических веществ. Могу отметить, что примерно с 2015 года начался рост их незаконного оборота через глобальную сеть. Преступники действуют, скрываясь за анонимными аккаунтами мессенджеров и в даркнете (нелегальный интернет, существующий на базе основного, но использующий исключительно защищенные прокси-сервера и соединения, которые делают невозможным отслеживание пользователей и сайтов. — Прим. авт.), используя мобильные телефоны, банковские и SIM-карты, полученные от руководителей преступной группы для осуществления преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков через сеть интернет.
Часто получается так, что люди, действующие в группе и выполняющие разные роли, не знают, кто ими руководит. Таким образом распространители и организаторы незаконного бизнеса в случае задержания потребителя стараются обезопасить себя от наказания.
Мы же ориентированы именно на поимку «крупной рыбы», чтобы уничтожать каналы распространения наркотиков в области и стране. У нас есть определенный набор методов и средств, позволяющих достигать поставленных целей. По мере развития технологий и накопления опыта оперативниками подразделений наркоконтроля главарям ОПГ становится все труднее выходить сухими из воды.
— Александр Васильевич, приведите последние резонансные уголовные дела, которые вы расследовали.
— Закрытие двух интернет-магазинов на просторах даркнета, предлагавших наркотики жителям Витебска и Новополоцка. Организатор жил в последнем, а подельников, которым скидывал ссылки на место нахождения тайников, искал в областном центре. В итоге все члены преступной группы были задержаны оперативниками. У них дома и в тайниках изъята большая партия незаконного товара.
Накрыв еще одну онлайн-площадку, занимающуюся наркоторговлей, установили, что всем процессом руководила несовершеннолетняя девчонка. Она вовлекла в противоправную деятельность двух парней-ровесников. Члены ОПГ занимались распространением запрещенных веществ в Витебске. Вскоре горе-продавцов задержали, изъяв десятки закладок.
Также недавно задержали группу лиц, осуществлявших крупные поставки наркотиков в Витебскую и Могилевскую области. Трое фигурантов дела не знали друг друга, сошлись и работали удаленно. Как оказалось впоследствии, один из них служил в правоохранительных органах. На след банды вышли после поимки курьера, который пошел на контакт с оперативниками.
В каждом случае мы устанавливаем полученный преступным путем доход, и виновные должны его возместить государству. В частности, у них изымается техника, с помощью которой шло обогащение, и деньги.
Так, по оценке специалистов, злоумышленник, проходивший по одному из уголовных дел, сумел заработать на наркозависимости других свыше 40 тыс. руб.
Однако большинство наркоторговцев задерживают быстро, и они успевают положить в карман всего по 2 – 3 тыс. руб. Думаю, это мелочь по сравнению с десятью и более годами, которые им предстоит провести в тюрьме.
— Как наркоторговцы находят желающих стать мелкими сбытчиками, ведь риск оказаться за решеткой высок?
— Их целевая аудитория — ребята 20-30 лет, которые в силу возраста не вполне осознают, чем грозит участие в незаконном обороте наркотиков. Также молодым людям, не имеющим постоянного заработка, кружит головы гарантируемая высокая оплата труда.
Еще одна группа распространителей — наркоманы, готовые на все ради очередной дозы. И все же большинство дилеров просто хотят получить легкие деньги, а не страдают от зависимости.
Мы ведем широкую профилактическую работу с молодежью. Изучаем круг общения наркоторговцев, проводим беседы в учреждениях образования и трудовых коллективах, показываем видеоролики о задержании преступников и их буднях в тюрьме, о вредных последствиях потребления запрещенных веществ.
— Откуда в основном на Витебщину поступают наркотики?
— Из России. У нас фактически отсутствует граница между странами, что упрощает ввоз незаконного товара.
Из Смоленской, Брянской и Псковской областей ввозятся крупные партии, которые впоследствии более мелкими объемами расходятся по Беларуси.
С каждым годом мы наращиваем взаимодействие между нашими государствами, что позволяет более эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков. А в текущем году, в связи с пандемией и введением ограничительных мер, эта схема у наркоторговцев вообще перестала работать. Также мы плотно сотрудничаем с правоохранителями Евросоюза. Так, в 2019 году благодаря информации латвийских коллег задержали в пункте пропуска «Григоровщина» в Верхнедвинском районе фуру, перевозившую 111 кг гашиша, 4 кг кокаина, 4 кг мефедрона и прочие таблетки.
Фото носит иллюстративный характер.