В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики угоняли жителей Беларуси в концлагеря. Там нацисты морили мирных жителей голодом и холодом, а детей использовали для медицинских опытов.
Уроженка Браславского района Валентина Тоиринова (здесь и далее имена и фамилии изменены) начало войны встретила шестилетней девчонкой.
– В первые годы оккупации нацисты расстреляли много людей, – вспоминает пожилая женщина. – Когда на рассвете в дом, где я жила с родителями и братом-младенцем пришли латышские полицаи, мы приготовились к худшему.
Семью Валентины Тоириновой погрузили в железнодорожные вагоны для перевозки скота и отвезли в Даугавпилс, где посадили в центральную тюрьму. Кормили очистками от свеклы и картофеля.
После десятидневного пребывания в перевалочной тюрьме узников переправили в Саласпилс.
– Сотни мирных жителей разместили в бараках на трехэтажных нарах, – продолжает вспоминать страшные события своей жизни Валентина Тоиринова. – Сперва нацисты провели фильтрацию, уничтожив граждан, которые им не нужны. Людей выгоняли из бараков и расстреливали. Например, убили девочку, у которой одна ножка была короче другой. Нацисты узников толком не кормили, и при этом заставляли заниматься подневольным трудом в лесу. Детей использовали в качестве подопытного материала. Загоняли в бараки и заставляли пить молоко из больших кружек. После того как дети выпьют молоко, у них брали кровь.
Схожие ужасы пережила в детстве Марина Полкина из Сенненского района. В тот же концлагерь вместе с матерью и братом она попала в четырехлетнем возрасте.
– Было очень холодно, кормили баландой с сырой картошкой, ночевали на нарах, – вспоминает бывшая узница «Саласпилса». – Периодически забирали детей, как нам говорили в больницу. Но на самом деле уводили для медицинских опытов, чтобы брать кровь. Было такое мнение, что детская кровь улучшает иммунитет немецких офицеров. У старших детей брали побольше, у младших поменьше.
Эти истории стали известны в ходе расследования уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, по факту геноцида населения нашей страны в годы войны нацистскими преступниками и их соучастниками. Информацию от свидетелей «ВВ» предоставили прокуроры Браславского и Сенненского районов соответственно Юрий Кезик и Олег Антоненко.
В рамках расследования уголовного дела с апреля 2021 года лишь в Витебской области допрошено свыше 2,5 тыс. лиц, пострадавших от действий нацистских преступников¸ а также ставших свидетелями преступлений.
– Имеются сведения о не менее 65 ранее неизвестных местах массового захоронения мирных жителей, в 8 из которых произведены раскопки, – сообщил заместитель прокурора Витебской области Игорь Белоусов. – Назначены судебные экспертизы для установления давности и обстоятельств гибели людей. Органами прокуратуры Витебской области особое значение уделяется установлению и фиксации злодеяний нацистских карателей путем допроса прокурорами бывших узников, их родственников и иных свидетелей. Они рассказывают реальные факты о шокирующих событиях того времени, внося существенный вклад в расследование уголовного дела.
Фото носит иллюстративный характер.