Сегодня нередки случаи, когда поведение велосипедистов на улицах городов негативно сказывается на дорожной безопасности, уверяют в Госавтоинспекции области.
К сожалению, многие люди, садящиеся за руль велосипеда, — не поборники экологии и здорового образа жизни, а те, кто банально удовлетворяет собственные потребности. Например, избавиться от необходимости ездить в переполненном общественном транспорте или стоять в автомобильных пробках в часы пик. Понятное и нормальное стремление. Правда, при этом нельзя забывать, что твои желания не должны создавать неудобств другим.
— На дороге главное — соблюдение правил и взаимоуважение друг друга. Однако многие велосипедисты не соблюдают ПДД, забывая, что, выезжая на тротуары или проезжую часть, становятся участниками дорожного движения, имеющими соответствующие обязанности, невыполнение которых влечет правовую ответственность.
Естественно, такое их поведение провоцирует конфликты и приводит к трагедиям, — сказал начальник управления ГАИ УВД облисполкома полковник милиции Михаил Дядичкин. — В текущем году на Витебщине зарегистрировано 29 ДТП с участием велосипедистов, в которых пять человек погибли, 19 травмированы. К сожалению, есть среди жертв и дети. Чаще всего они попадают в аварии во время летних каникул. В частности, недавно в Витебске водитель мусоровоза возле одного из магазинов сдавал назад и наехал на 8-летнюю девочку. По предварительной информации, она внезапно выехала на велосипеде на проезжую часть. Ребенок скончался в больнице.
Особенно непредсказуемы молодые велолюбители, гоняющие на современных моделях со множеством скоростей, дисковыми тормозами и амортизаторами. Не менее опасны для окружающих и лица постарше, которые в нетрезвом состоянии устраивают заезды по людным местам.
То, что велосипедисты не всегда соблюдают ПДД, доказал и рейд по областному центру, в который корреспондент «ВВ» отправился вместе с сотрудниками Госавтоинспекции. Буквально за пару часов они остановили свыше десятка нарушителей — они либо не спешивались на пешеходном переходе, либо выезжали на проезжую часть.
— Это основные пункты ПДД, за которые мы привлекаем к ответственности любителей велосипедов в городе. На первый раз им грозит официальное предупреждение, заносящееся в базу данных. Если попался повторно в течение года, то заплатишь одну базовую величину, а в нетрезвом состоянии — от трех до пяти БВ. Правда, в городе выпившие товарищи на велосипедах, в отличие от пешеходов, — редкость, — сообщил инспектор ДПС межрайонного отдела УГАИ старший лейтенант милиции Андрей Шатов. — Некоторые из тех, кто нарушил, ссылаются на изменения в правилах, о которых прочитали в интернете. Приходится объяснять, что нововведения вступят в силу только 27 октября. Также предупреждаем, что новшества в ПДД требуют, чтобы велосипедисты двигались на переходе со скоростью пешеходов, а не гнали, как делают это сегодня.
Кстати, привлечение к ответственности велосипедистов — не такая простая задача, как кажется. Да, они не могут развить скорость более 200 км/ч, как собственники современных иномарок, но зато более маневренны и их практически невозможно идентифицировать, чтобы наказать позднее. Поэтому сотрудники Госавтоинспекции предпочитают не устраивать погони по дворам, а оставаться незаметными до поры до времени. Так, замечаем одного из доставщиков еды, забывшего спешиться на «зебре». Он, увидев патрульный автомобиль, лишь усерднее надавил на педали и выехал на газон, чтобы скрыться. Однако милиционеры перехитрили его: один из милиционеров вышел из машины, а другой обогнал лихача, заставив развернуться в надежде на спасение. Ловушка захлопнулась. Благо оказывать сопротивление молодой человек не стал.
Не забывают госавтоинспекторы и о лицах, использующих средства персональной мобильности — гироскутеры, моноколеса и электросамокаты. Большинство подобной техники также может развивать приличную скорость, поэтому нередко их владельцы слишком опрометчиво жмут на газ, забывая, что рядом пешеходы, в том числе дети, которые могут резко выскочить под колеса. Нелестные отзывы о «самокатчиках» услышали мы и от некоторых водителей машин.
— Они выскакивают на огромной скорости из-за стоящего транспорта, маневрируют, как вздумается, нередко ездят в наушниках. В общем, становятся причиной постоянного напряжения за рулем, — поделился наболевшим один из автовладельцев. — А кто компенсирует ремонт в случае чего? У них же нет обязательной страховки.
Офицер успокоил мужчину: разбирательство ДТП с участием велосипеда осуществляется так же, как и другие. Если выясняется, что виноват гражданин, сидевший за рулем автомобиля, то страховая компания возмещает ущерб пострадавшему. В обратном случае водитель проводит независимую экспертизу и обращается в суд.
— Радует, что согласно новой редакции правил с середины осени любители мобильных средств передвижения должны будут строить свои маршруты исключительно по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для других людей. При этом предусмотрены предел допустимой скорости — не более 25 км/ч — и возрастное ограничение для движения на подобных механизмах — старше 14 лет (не распространяется на жилые и пешеходные зоны), — дополнил коллегу старший инспектор ДПС межрайонного отдела УГАИ майор милиции Николай Аникович. — Не сомневаюсь, что такой порядок положительно скажется на безопасности дорожного движения и уменьшит число ДТП.
Фото Эдуард КАРОЛЕВИЧ