Накануне Беларусь отметила столетие торговой отрасли. В чем предмет гордости Витебщины в этой сфере? С какими показателями область встретила юбилей cо дня образования органов торговли в Беларуси? В каком направлении идет развитие? На эти и другие вопросы искала ответы корреспондент «ВВ».
Прирастаем: и «гипер», и «у дома»...
– Отправной точкой для новейшего периода в столетней истории сферы торговли Беларуси стал 1995 год. Программа основных направлений развития внутренней торговли до 2000 года положила начало внедрению новых технологий, компьютеризации отрасли, возрождению в новом качестве общественного питания, обеспечила системность в проведении товарной, экономической и кадровой политики, – отмечает член Совета Республики, заместитель председателя областного Совета депутатов, начальник главного управления торговли и услуг облисполкома Ирина Левкович. – С 1995 года количество магазинов в регионе и их площади увеличились более чем в 2 раза, число мест в объектах общественного питания приросло на 1,2 тысячи. В развитие инвестировано свыше миллиарда рублей.
Начиная с 2012 года наиболее интенсивно инфраструктура прирастала за счет крупных республиканских компаний: «Евроопт», «Доброном», «Корона», Green, «Гиппо», «Соседи», «Санта». Составляя достойную конкуренцию, продолжали свое развитие торговые предприятия области: «Веста», «Ника», «Витебские продукты», «Полоцк-торг», «Ресттрэйд», «Орша-Сервис» и фирменные сети предприятий-производителей – «Ганна», «МяскоВит», «Мясная лавка».
Открывались многофункциональные торговые центры и крупноформатные торговые объекты, которые позволили сосредоточить в одном месте разнопрофильные магазины, предоставить населению широкий ассортимент товаров и востребованный спектр услуг. Это, например, бизнес-центр «Марко-Сити», торговый центр «Трио», строительный гипермаркет «Материк» в Витебске, «Орша-Сити», «Манеж», гипермаркеты «Билд» в Орше и Полоцке.
Не менее важным было открытие объектов шаговой доступности. За последние 10 лет количество «магазинов у дома» на Витебщине увеличилось в 2,2 раза и составило порядка 4 тысяч.
Цифры и факты:
В Витебской области функционируют более 13 тысяч торговых объектов различных форматов, 84 торговых центра, 52 рынка, 1,8 тысячи объектов общественного питания на 87,8 тыс. мест.
По данным на 1 июля 2024 года обеспеченность населения торговой площадью в области сложилась на уровне 834 кв. м на 1000 жителей, что на 37 % выше норматива системы государственных социальных стандартов (610 кв. м).
За 1 квартал 2024 года доля продажи белорусских товаров в розничном товарообороте организаций торговли области составила 66 %, что на 8,6 процентного пункта выше, чем в целом по республике (первое место среди областей).
…И в глобальной сети
– В сфере розничной торговли активное развитие получил такой сегмент рынка, как продажа товаров через интернет, – говорит Ирина Левкович. – Сегодня этот вид торговли является одним из приоритетных и динамично развивающихся направлений. В области зарегистрирован 1051 интернет-магазин, их количество за последние 10 лет возросло более чем в 8 раз.
Область занимает лидирующую позицию по удельному весу безналичных платежей. На начало 2024 года на долю таких расчетов приходилось 54,6 % – это второй результат в республике.
Все эти преобразования позволили только за последние 10 лет вдвое увеличить основной показатель, отражающий развитие торговли, – розничный товарооборот – и внести значительный вклад в формирование валового регионального продукта (ВРП) области наряду с такими отраслями экономики, как обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. Сегодня на долю отрасли торговли приходится 7,6 % ВРП области.
Стабильной остается ценовая ситуация. Областью выполняется установленный указом главы государства прогнозный параметр роста индекса потребительских цен. По итогам июня 2024 года (к декабрю 2023-го) он составил 103,5 % при доведенном показателе на год – не более 106 %.
Что показывает барометр внутреннего потребительского рынка Витебщины?
– Его отличают стабильность и высокая товарная насыщенность, отсутствие дефицита и ажиотажного спроса. Курс – на выполнение стратегической социальной задачи – удовлетворение потребности населения в товарах, преимущественно отечественного производства, – отмечает Ирина Левкович.
Подготовила Наталья КОНОХОВА.