Николая Специуса, который живет в Витебском доме-интернате, назвать инвалидом не поворачивается язык. Художник-самоучка и душа компании всегда встречает гостей с улыбкой, запросто уберет листья во дворе или расчистит снег. В общем, без дела не сидит.
Родился Николай в Верхнедвинском районе в семье рабочих Веры Михайловны и Цельсиуса Адамовича, рос в любящей и большой семье. У него три брата и две сестры, одна из которых умерла от болезни в 6 лет.
Он, как и полагается, окончил восьмилетку. Затем трудился механизатором на ферме, увлекался рисованием, грезил стать художником, но даже не знал, как подступиться к реализации своей мечты. Но, как говорят, не было бы счастья... Случилась беда: в силу трагических обстоятельств Николай получил обморожение обеих кистей рук. Больничные палаты, врачи, операционные… Несмотря на все старания медиков, прогнозы были неутешительными: дальше Николаю предстояло учиться жить без рук.
– Когда осознал, что случилось и всю тягость последствий, впал в глубокое отчаяние, – признался собеседник дрожащим от волнения голосом. – Чуть позже, изрядно себя пожалев, собрал всю волю в кулак, проявил стойкость характера и стал саморазвиваться. Сумел окончить курсы и некоторое время успел поработать художником-оформителем, а еще преподавал рисование школьникам.
К сожалению, время брало свое и травма давала о себе знать все чаще. Николай понимал, что уже не в силах себя обслуживать, поэтому принял волевое решение поехать в специализированное учреждение.
Казалось бы, оставшись без кистей рук, о рисовании невозможно было и думать. Но мужчина, поверив в себя, учился жить заново уже в доме-интернате. Он много рисовал, признается, что картины получались не очень. Несмотря на это, он не унывал и жил одной большой мечтой – рисовать. Только через долгие месяцы начало что-то более-менее вырисовываться. Сегодня Николай достаточно ловко орудует кистью. Сколько времени уходит на одну картину, зависит от вдохновения и здоровья.
Свои пейзажи он пишет в основном по памяти. Говорит, каждый раз выезжая на природу, старается подметить мелочи и запомнить формы, цвета, ведь только у неба и зелени столько всяких оттенков, что не перечесть! Николай убежден, что фотографии не могут передать всей красоты момента, они лишь могут запечатлеть красивое место.
Николай Специус занимается в художественной лечебно-трудовой мастерской Витебского дома-интерната. Рисует не только на холсте, но еще занимается арт-дизайном: расписывает стены в доме-интернате. Помимо красок и кистей, осваивает технику темпирования губкой. Мужчина, несмотря на свою особенность, до последнего надеялся найти работу, но слабое здоровье не позволило осуществить задуманное. В период отпуска он частый гость у своего брата Леонида, которому по мере своих сил с радостью помогает по хозяйству, например заготавливает дрова и сено.
– Да, возможно, моя жизнь далека от идеала, но рисование – это кропотливый и долгий труд, – подытожил Николай. – Хотелось бы достучаться до каждого сердца и рассказать, что в жизни нет границ, этот мир прекрасен во всех его проявлениях.
Есть у Николая и мечта. Ему хотелось бы в ближайщее время освоить новые виды прикладного искусства – резьбу по дереву и чеканку, в связи с чем администрацией дома-интерната ведется работа по открытию новых лечебно-трудовых мастерских.
– Оглянитесь вокруг: если у вас есть руки, ноги, семья, то для счастья большего и не нужно, – как наказ сказал собеседник. – У вас действительно есть, если не всё, то многое, а всего остального можно добиться при желании! Поверьте, благодаря упорству и силе воли жизнь играет яркими красками и у людей с ограниченными возможностями.
Фото Екатерины ЛЯХОВСКОЙ.