Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Ризотто «Мозаика» и бифштекс «Отличник». Чем кормят школьников Витебской области?

Паста с овощами, ризотто «Мозаика», наггетсы «Рыбка золотая», биточки «Морские», бифштекс «Отличник», кебаб «Вкусный», фриттата «Как дома», оладушки «Рыбная фантазия» — это не перечень предложений из ресторанного меню, как может показаться на первый взгляд.

В прошлом учебном году в нашей области новые подходы к школьному питанию применялись только в трех учреждениях образования, попавших в пилотный проект. Но с 1 сентября таких учебных заведений на Витебщине стало уже 235, пояснила главный специалист главного управления по образованию облисполкома Наталья Мазенькова.

– Не всё, что использовалось в рамках пилотного проекта, будет внедряться, – отметила она. – Хотя мы увидели много положительного, но что-то нам не совсем подходит. Однако те аспекты, что успешно зарекомендовали себя на практике, найдут отражение при организации питания школьников по новым принципам.

Одна из проблем, которую пытались решить в ходе тестирования новшеств на базе учреждений образования, – это нежелание учащихся есть в столовых. Второй острый момент – большое количество пищевых отходов. Некоторые блюда ребята не хотели даже пробовать, оставляя после завтраков и обедов полные тарелки. Не вызывало сомнений, что ситуацию необходимо менять, чтобы меню школьников стало более вариативным и разнообразным, еда нравилась детям и не шла на выброс.

Режим тоже имеет значение

Опыт пилотного проекта показал, что рано утром массово кормить учащихся нецелесообразно, сказала Наталья Мазенькова. Получается много отходов, так как школьники завтракают дома и не успевают проголодаться. Поэтому время первого приема пищи для начальных классов решили сместить на перерыв после второго урока, чтобы ребята позанимались и захотели есть. А потом пойдут обеды для старшей школы.

Но корректировке подвергся не только режим питания. Меню сейчас будет очень вариативным. Раньше его меняли два раза в год и составляли два разных рациона – на летне-осенний период и зимне-весенний. Теперь же меню станет двухнедельным. Учебный год школьные столовые начали с одним его вариантом, но в процессе, особенно для учащихся 5 – 11-х классов, будет предлагаться несколько разновидностей обедов.

Чтобы обеспечить максимальный охват учащихся питанием, в гимназиях и школах области работают более 100 буфетов. Они реализуют товары с учетом их пользы для детей. Акцент делается на здоровые продукты: кисломолочные, цельнозерновые. Спросом пользуются соки, молочные коктейли в таре тетрапак, фруктовые пюре и салатики в мягкой упаковке. 

– Мы понимаем, например, что многие дети не особенно любят суп, – прокомментировала Наталья Мазенькова. – Соответственно, будет дана возможность выбрать обед без этого блюда.

Она обратила внимание на то, что Информационный сборник технологических карт содержит около 400 рецептур. На Витебщине по результатам второго этапа пилотного проекта еще в апреле было отобрано около 120 фирменных блюд. Соответствующая информация была разослана в отделы образования с рекомендацией взять 5 – 10 наименований из списка и в мае предложить новинки учащимся. Так что у многих была возможность опробовать фирменные рецепты, наработанные в ходе реализации пилотного проекта. Те из них, которые ребятам наиболее понравились, и вошли в двухнедельный рацион.

– Возможно, в одной школе будут пользоваться спросом одни блюда, а в другой – совсем другие. Поэтому мы рекомендуем, чтобы в каждом учреждении образования скачали Информационный сборник технологических карт, внимательно изучили, обсудили на классных часах, родительских собраниях, оценили, что именно у них больше востребовано, – пояснила Наталья Мазенькова. – Определить это помогает и анкетирование, другие способы изучения потребительского спроса учащихся и их законных представителей.

Ориентация на ЗОЖ

Однако давая детям (и, конечно, их родителям) возможность выбирать меню, система образования не забывает о здоровом образе жизни. То, что ребенок считает вкусным, далеко не всегда бывает полезным. Как бы ни хотел кто-то есть исключительно чипсы и гамбургеры, этого не будет. Сбалансированный рацион, необходимые для растущего организма продукты, отказ от фастфуда – вот что лежит в основе новых принципов организации школьного питания.

– Мы стараемся предоставить детям выбор. Но имеет значение и то, какие у них сформированы приоритеты, – отмечает Наталья Мазенькова. – Вкусовые привычки семьи накладывают отпечаток на питание ребенка в школе. Если он дома через день ест гамбургеры и пиццу и никогда не пробовал ни манник, ни творожную запеканку, то очень сложно в учреждении образования приучить его к этим блюдам – как бы замечательно их ни приготовили и с каким бы соусом ни подали.

Поэтому планируется вести в учебных заведениях серьезную работу по пропаганде здорового питания и формированию у юного поколения правильных вкусовых привычек.

– Много внимания этому вопросу уделят на дополнительных занятиях, факультативах, классных часах, – говорит Наталья Мазенькова. – В начальной школе разработано достаточно много соответствующей наглядной информации, дидактических материалов. Для старшеклассников будут организованы тематические квесты, круглые столы. Дети должны понимать, что полезно, а что нет, и почему нельзя отдавать предпочтение фастфуду. Будут беседовать педагоги и с родителями. Только совместная работа, объединение усилий послужат залогом положительного результата.

Фото из архива "ВВ".


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ