Звонок из «службы безопасности» банка стоил витебчанину 1700 рублей и стал уроком на всю жизнь. Правоохранители и работники банка предупреждают: случаи кражи с банковских карт участились, будьте бдительны!
За безопасность ли?
Поздний звонок удивил Евгения Романова.
– Евгений Сергеевич? Вас беспокоит сотрудник службы безопасности банка, – представился звонивший. – С вашей карты, последние цифры 1234, в данный момент пытаются совершить перевод крупной суммы на другой счет. Вы подтверждаете данную операцию?
Витебчанин растерялся. Перевод с карты на другой счет? У кого есть доступ? У жены, но она дома и сейчас на кухне, моет посуду.
– А вы точно из банка? – не сразу поверил Евгений.
– Конечно, мы же назвали последние цифры вашей карты, такой конфиденциальной информации у мошенников нет, – заверил его голос на том конце. – Вы подтверждаете перевод средств?
– Не подтверждаю, конечно же, не подтверждаю! – воскликнул Евгений Романов. – Это не я перевожу деньги со своей карты.
– Хорошо, сейчас мы пришлем вам SMS с кодом отмены, сообщите нам его, пожалуйста, мы его введем и заблокируем действия злоумышленника, – ответил «банковский работник».
Через пару секунд поступило сообщение с четырьмя цифрами, и Евгений продиктовал их «оператору». И с чистой душой отправился спать.
Утром решил проверить свой счет и обнаружил, что злоумышленники украли все средства – порядка 1700 рублей. Евгений обратился с заявлением в милицию.
Старший оперуполномоченный по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий ОВД администрации Октябрьского района Витебска Алексей Заблоцкий отметил, что в последнее время участились случаи мошенничества с банковскими картами. По заявлению Евгения Романова возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Хищение путем использования компьютерной техники». Сотрудник правоохранительных органов отметил, что в данном случае пострадавший не обратил внимания на номер телефона, с которого звонили злоумышленники и который отличался одной цифрой от официального.
Главная задача мошенников – ошеломить новостью, говорить убедительно и не давать жертве времени на размышление. Поэтому важно знать: даже тот факт, что человек, который представился работником банка, назвал некоторые цифры вашей карты, должен заставить вас усомниться в его благих намерениях.
Не по инструкции
«ВВ» обратились к сотрудникам Беларусбанка, чтобы они помогли разъяснить данную ситуацию.
Ни одного подобного звонка от официальных представителей банка не может поступить на телефон клиента, сообщили специалисты. Все решается при обращении в любое отделение, все личные данные имеются в базе, и уточнения по ним банковским служащим не требуются. Все изменения человек вносит только после того, как лично напишет заявление и предъявит паспорт.
Главное, что следует помнить: номера, реквизиты карт, ПИН- и CVV-коды, сеансовые одноразовые пароли, приходящие в SMS-рассылке, ни в коем случае нельзя сообщать кому бы то ни было. Нельзя пересылать фото с номерами и паролями карт в интернете, даже знакомым и родным. Когда от кого-то поступает сообщение с подобной просьбой, лучше всего проверить его подлинность, позвонив по телефону, если есть такая возможность, или задать вопрос, ответа на который мошенник не знает.
В духе социальной инженерии
Мошенники часто прибегают к различным приемам для достижения своей цели, используя знания в области социологии и психологии. Это называется социальной инженерией. Сегодня известны самые распространенные методы и технологии.
Преступники могут выманивать реквизиты банковских платежных карт со взломанных страниц в соцсетях, сочиняя жалостливые истории о затруднениях, болезнях и даже смерти родственников. В этом случае просят перечислить деньги на определенный счет или совершить перевод средств, к примеру, через интернет-банкинг.
Фейковые покупатели в интернете обращаются к продавцу и под видом зачисления аванса за покупку просят номер карты. Следует помнить, что, имея только данный номер, зло-умышленник может без указания ПИН-кода совершать покупки в некоторых интернет-магазинах.
Когда мошенник вступает в коммуникацию с потенциальной жертвой, то он играет правдоподобную роль, как в случае с пострадавшим витебчанином. У держателя карточки под любым предлогом выманивают конфиденциальную информацию, включая паспортные данные, пароли, логины, SMS-коды, или подталкивают к необдуманным действиям с банковским счетом.
Кроме того, преступники могут очень ловко воспользоваться вашим смартфоном, просто одолжив его якобы для звонка: они незаметно устанавливают в гаджете программное обеспечение, регистрируются в межбанковской системе идентификации и тем самым получают доступ к системе расчетов в виртуальном пространстве.
*Имя и фамилия героя изменены, любые совпадения случайны.
Памятка держателю банковской карты
Никогда никому не сообщайте:
*Информацию с обеих сторон вашей банковской платежной карты: номер, дату окончания действия, код.
*Сеансовые ключи из SMS-рассылки, коды на отдельной карте, выданной в банке, логин и пароль, иные цифровые или буквенные коды.
*Паспортные данные.
Если подобные звонки вам поступили, сразу же завершите разговор, обратитесь в контакт-центр банка, выпустившего карту, по номеру с официального сайта или указанному на вашей карте, сообщите официальному сотруднику банка о случившемся и далее следуйте его рекомендациям. Безопасность ваших финансов в ваших руках.
Фото из открытых источников.