С появлением современных технологий, а именно двух больших агрегаторов такси, прокатиться до места назначения стало проще и доступнее. Специальные приложения, установленные на гаджетах, позволяют проследить, где именно находится водитель, сколько стоит поездка и произвести оплату картой.
Еще можно оценить работу таксиста, используя шкалу из пяти звезд, оставить комментарий, водители в свою очередь могут выполнить те же самые действия. Согласитесь, удобно, но как это отражается на службах такси и водителях? Об этом и многом другом корреспондент «ВВ» узнала, пообщавшись с водителем такси Еленой Шварц.
– Какую музыку вы предпочитаете? – спрашивает Елена перед началом интервью. – У меня есть шансон, инструментальная и современная музыка, выбирайте.
Удобно расположившись на заднем сиденье, где мигала подсветка и доносились звуки классической музыки, мы начали разговор. Кстати, заказать музыку может любой клиент, который сядет в машину к Елене.
– В такси пошла, потому что люблю водить машину, общаться с людьми, и мне понравилось, что ты сам себе строишь график работы. Также есть момент лотереи, иногда можно получить неплохие чаевые, — говорит Елена.
– Как вы устроились на работу в такси и что представляет собой этот сервис?
– Пришла в офис организации, принесла необходимые документы, прошла собеседование, после чего меня зарегистрировали в приложении, заключили договор, и я начала ездить на своей машине. Радует, что нынче рекомендуют, но не обязывают клеить на машины наклейки.
Сегодня в такси может работать любой человек, имеющий права и необходимый для организации стаж вождения. Можно также ездить либо на своей машине, либо брать авто в аренду, заказы принимаются через специальное приложение.
– Удивлялись ли пассажиры, увидев вас?
– Мужчины, как правило, удивляются, открывая дверь, часто говорят: «Ой, женщина!» Если, не видя водителя, ругаются, потом, заметив меня, просят прощения.
Однажды пассажир ехал, вцепившись в кресло. Было видно, что нервничает. Я спросила, может, у него что-то случилось. Он ответил, что впервые едет с женщиной-таксистом, поэтому волнуется.
– Не страшно работать в такси?
– Изначально понимала, что работа специфическая. Купила газовый баллончик, пока ни разу им не воспользовалась. Также у нас есть позывной, который мы используем только в ситуациях, когда нужна экстренная помощь. Знаю, что в других такси есть свои позывные или же просто кнопки тревоги.
Это раньше, по рассказам, в 2000-е годы человек мог выйти на линию и не вернуться. Тогда не было камер, телефонов и прочих технологий – было страшно. Конечно, и сейчас разные случаи есть, но все же их процент значительно меньше, и даже если нет никакой связи в салоне, имеются камеры на улице. Я стараюсь не думать о плохом, а в случае чего надеюсь на подручные средства защиты и этот позывной.
– Когда-нибудь нажимали кнопку тревоги или ездили на подмогу?
– Сама не нажимала, но ездила на помощь. Правда, она не понадобилась. Приехала, а там уже пять машин стоит. Когда конфликтный пассажир видит большое количество водителей, то ссора обычно сходит на нет.
– Какая поездка стала для вас самой запоминающейся?
– Возила на протяжении дня одного бизнесмена по Витебску. Он был выпивший и продолжал выпивать во время пути, все время просил сделать музыку громче. На одном из светофоров мужчина вышел из авто, начал танцевать и подходить к водителям других машин, что-то у них спрашивать. И я не знала, что делать. Музыка ревет, клиент танцует, общается, а я жду его в машине. Но все кончилось благополучно, он сел в такси, и мы поехали дальше.
– Были ситуации, когда люди не оплачивали поездку? Что вы делали в таком случае?
– Да. Например, несколько раз оплачивали только часть суммы и говорили, что скинут на телефон позже, но так и не делали этого. Я им звонила, напоминала, кто-то говорил: «Да-да, сейчас», но так и не оплачивал, а другие просто не отвечали.
Однажды везла людей в Полоцк, оказалось, что у них тоже нет полной суммы, заплатили мне только за топливо и выбежали из машины. Хорошо, конечно, что топливо окупилось, но было жаль потраченного времени. Тогда проходил «Славянский базар», и я могла заработать больше.
– Как повлиял на работу COVID-19?
– Было тяжело во время первой волны, ведь люди сидели дома, мало ездили, а многим водителям нужно было еще платить аренду за машину. Те немногие пассажиры, которые пользовались услугами такси, были напряжены, постоянно обрабатывали антисептиком руки и оплачивали в основном безналом.
Сегодня легче, постепенно все восстанавливается, но мы продолжаем ездить в масках.
– Кому, на ваш взгляд, не стоит идти работать в такси?
– Очень эмоциональному человеку, у кого взрывной темперамент. Ведь бывает, что дети сильно кричат или пачкают салон, выпившие любят пообщаться и поспорить. Не стоит идти в таксисты, если чувствуешь себя некомфортно за рулем и не любишь вождение. И, конечно, если ты совсем не коммуникабельный, ведь пассажиры часто рассказывают истории, а коллеги много полезных вещей могут подсказать, с ними тоже нужно общаться.
– О чем обычно болтают пассажиры?
– Обо всем на свете. Работа в такси – это просмотр сериала наяву, а ты в нем второстепенный персонаж, который за всем наблюдает, иногда может дать совет.
Людям зачастую проще рассказать о своих проблемах незнакомому человеку, чем близкому, поэтому иногда выступаешь и в качестве психолога, особенно для женщин.
– Что, по вашему мнению, произойдет с профессией в дальнейшем и какие ваши планы на будущее?
– В настоящее время уже тестируются новые технологии, которые позволяют управлять автотранспортом дистанционно, то есть люди смогут ездить на машине без водителя. Мне кажется, что в скором времени эта профессия может исчезнуть.
Я не рассматриваю работу в такси, как профессию на всю жизнь. Сегодня, на мой взгляд, работать водителем такси можно или в качестве подработки, или в определенные периоды жизни, когда ты, например, только приехал в другой город и нужно заработать деньги.
Агрегаторы такси – это компании, которые собирают заказы от клиентов и передают их водителям. Официально перевозкой они не занимаются, а играют роль посредника между пассажиром и водителем или службой такси.
Фото Алёны КОЛОСОВОЙ.