Путешествовать по всему миру и за это получать деньги? О таком наверняка грезят многие. А для белоруски Светланы Ходосевич это повседневная реальность. Вот уже семь лет она работает стюардессой дубайских авиалиний. Об особенностях проживания в арабской стране и работы в одной из самых крупных авиакомпаний мира – в интервью с корреспондентом vitvesti.by.
– Светлана, расскажите, как вы стали стюардессой?
– В детстве думала, что буду артисткой: занималась в театральной студии, в университете участвовала в самодеятельности, выступала на сцене с миниатюрами собственного сочинения. Переезжать в другую страну или связывать свою жизнь с путешествиями не планировала, но всегда мечтала посмотреть мир. В ОАЭ оказалась случайно.
После окончания университета оставила резюме в одном из столичных агентств по подбору персонала для зарубежных фирм. Вскоре меня пригласили на собеседование, которое успешно прошла. Первое время работала продавцом одежды в Дубае, но эта профессия не совсем устраивала, тогда решила устроиться в компанию Emirates Airlines.
– Сложно ли было пройти собеседование?
– Сначала сдавала тест на знание английского языка, затем была тестовая работа в группах по семь человек. Рекрутеры в это время смотрели на то, кто как себя проявляет — умеет или нет сдерживаться, замыкается или, наоборот, может спокойно аргументировать свою точку зрения. Потом проходили личные собеседования.
Спрашивали, готова ли я к жизни за рубежом, работала ли в интернациональных компаниях. И только после этого прислали контракт. Два месяца я провела на курсах в ОАЭ: там учили всему, что должна делать бортпроводница, в том числе и оказывать первую медицинскую помощь. После этого сразу приступила к работе.
– Чтобы попасть в число избранных, обязательно иметь модельную внешность?
– Стюардессами работают разные девушки. Внешние данные, конечно, учитываются, но это не самое главное. На первом месте – здоровье и умение работать в команде. На первый взгляд может показаться, что стюардессы лишь разносят кофе и улыбаются, однако профессия бортпроводника требует серьезной подготовки.
Помимо смекалки, ума и отличной физической формы, они должны уметь плавать, знать иностранные языки, быть тонкими психологами, жизнерадостными и толерантными и в то же время невозмутимыми в случае возникновения экстренных ситуаций. Ведь именно от действий команды на борту зависит жизнь сотен пассажиров при эвакуации. В стюардессы действительно берут девушек ростом от 160 до 175 см. Нижней планке нужно соответствовать, чтобы доставать до полки с вещами пассажиров.
– Красиво выглядеть – это тоже часть работы?
– Конечно, внешний вид бортпроводницы должен быть безупречным. Перед каждым рейсом на контроле одежда, обувь, красивая прическа и яркий макияж с акцентом на красные губы. У меня есть целая книжечка, в которой прописаны разрешенные оттенки косметики, как нужно наносить тональный крем, помаду, тушь, рисовать стрелки и так далее. Волосы обязательно должны быть собраны, маникюр в мягких пастельных тонах.
– Расскажите о вашем коллективе.
– В авиакомпании работают парни (30%) и девушки (70%) со всего мира. И все очень разные. Поначалу было непросто, я стремилась делиться с коллегами своими переживаниями. Однако вскоре стало ясно, что большинству из них это неинтересно. Поэтому чаще всего разговариваем на общие, отвлеченные темы. Из-за того, что в компании работают 20 000 стюардов, каждый рейс у меня новые коллеги, так что налаживать долгосрочные дружеские отношения сложно.
А вообще вся моя работа построена на общении и взаимоотношениях с людьми. И если команда профессионалов подбирается хорошая, даже самый трудный и долгий рейс проходит легко.
– Есть ли у стюардесс запретные темы для обсуждения?
– Стараемся не разговаривать о политике, религии, личных вещах, ведь никогда не знаешь, каких убеждений придерживается пассажир или твой коллега. Мы не можем говорить о поломках и неисправностях самолета.
Если видим что-то необычное за бортом или внутри либо чувствуем неприятный запах, должны сообщить об этом капитану самолета, который принимает решение, стоит ли эта информация того, чтобы о ней докладывать. Если замечаем, что пассажир боится летать, разговариваем с ним, отвлекаем от переживаний.
– Полет в самолете для многих людей – стресс. Какие его проявления требуют от вас наибольшей выдержки?
– Когда люди грубят, язвят, пренебрежительно относятся к окружающим. Такие пассажиры не всегда отдают себе отчет в том, что самолет — не ресторан, а стюардесса — не официантка. Некоторые постоянно нажимают кнопку вызова стюардессы, в принципе задуманную для экстренных случаев, и просят какую-нибудь мелочь.
– Со стороны кажется, что ваша жизнь похожа на сказку – постоянные путешествия, знакомства с новыми людьми, странами и городами. Есть ли возможность насладиться всеми плюсами работы стюардессы?
– Если рейс длится дольше пяти часов, то компания-перевозчик обязана дать стюардессам суточный отдых в городе, в который прилетели. Для нас это вся Европа, кроме Греции, куда из ОАЭ можно добраться быстрее.
После заселения в гостиницу мы сами решаем, как провести время. Одни отсыпаются, другие гуляют по городу и осматривают достопримечательности. За семь лет работы я побывала более чем в 80 государствах.
– Какой город или страна впечатлили вас больше всего?
– Сложно сказать, ведь каждый рейс – это не только разные страны, люди и культуры, но и ценный опыт. Одно из самых любимых направлений – Кейптаун, который манит невероятной красотой природы и гастрономическими изысками. Всегда много положительных эмоций и незабываемых впечатлений остается после посещения Ниццы, Стокгольма, Барселоны и Рима. В таких чудесных местах советую побывать и все увидеть своими глазами. Это и является самым приятным в нашей работе.
– А расскажите о неприятном.
– Самое главное – это проблемы со здоровьем, которые главным образом связаны с нарушением сна и хронической усталостью. Бывают сложные пассажиры, которые ведут себя непристойно, различные медицинские случаи – обмороки, роды, сильная турбулентность и другие происшествия. В общем, надо быть готовым ко всему и всегда сохранять спокойствие.
– Приходилось ли вам встречаться со знаменитостями в самолете?
– На моих рейсах были российский продюсер Виктор Дробыш с семьей, а также певица Валерия с супругом Иосифом Пригожиным. Такие пассажиры ведут себя очень сдержанно, стараясь не привлекать излишнего внимания.
– Как часто бываете дома в Беларуси? По родным и друзьям скучаете?
– Прямых рейсов из Дубая в Беларусь нет, поэтому дома бываю два-три раза в год. Чаще родители и сестра прилетают ко мне в гости. А вообще скучать мне не приходится, я всегда чем-нибудь занята. В выходные посещаю спортивный зал, читаю книги, встречаюсь с друзьями.
И хотя не очень люблю осень и зиму в Беларуси, в последнее время все чаще тоскую по желтой листве и белому снегу. А еще обожаю наше национальное блюдо – драники с мясом, которое могу попробовать только на родине.
Фото из архива Светланы Ходосевич