Нынешний Международный музыкальный фестиваль имени И. Соллертинского приготовил жителям и гостям Витебска немало открытий.
Последний месяц уходящего года проходит в Витебске под покровительством Эвтерпы – самой изящной музы, создающей из хаоса звуков гармоничную мелодию. Еще не утихли эмоции от концерта джазового квартета из Нью-Йорка, как любителей элитарной музыки наполнили новые впечатления от встречи с Государственным симфоническим оркестром Республики Беларусь под управлением Александра Анисимова. Именно этот прославленный коллектив открыл 29-й фестиваль, посвященный нашему земляку.
– Я учился в Санкт-Петербургской консерватории, где имя Ивана Соллертинского – легенда, как, впрочем, и в Московской, которую я тоже закончил. Ивана Ивановича можно назвать стягом Ленинградской филармонии, большим другом многих выдающихся музыкантов и прежде всего Дмитрия Шостаковича. Для меня это человек Возрождения. Соллертинский знал несколько языков, потрясающе разбирался в литературе, великолепно знал мировую драматургию, не говоря уже о музыке. Я до сих пор зачитываюсь его статьями, считаю, что он – гордость культуры, не только российской. И то, что Витебск чтит такого выдающегося человека, проводит фестиваль его имени, делает большую честь городу и областной филармонии. Важно, что в эти дни со сцены не только звучит классика, но и открываются новые имена, а именно этому Иван Иванович Соллертинский посвятил свою жизнь, – сказал во время брифинга перед началом концерта народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств России Александр Анисимов.
Главный дирижер отметил, что рад принимать участие в музыкальном форуме. Оркестр не раз приезжал в Витебск, этот город, как отмечает Александр Анисимов во всех своих интервью, без всяких сомнений принял его новые экспериментальные программы. Именно у нас впервые в исполнении оркестра прозвучали произведения белорусских композиторов. В Минске руководителю коллектива долго приходилось доказывать, что на такой концерт соберется зрительный зал.
И на этот раз первое отделение концерта состояло из произведений Евгения Глебова, Галины Гореловой, Владимира Курьяна, звучали «Девичьи песни» на стихи Максима Богдановича, белорусские цимбалы. Во втором оркестр исполнил музыку любимого композитора Соллертинского – пятую симфонию Дмитрия Шостаковича. После выступления зрительный зал устроил коллективу овации.
– Этот музыкальный форум имеет свои традиции, оказывает влияние на тенденции в культурной жизни Витебщины и всей страны, – подчеркнул начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Геннадий Егоров, отметив при этом значимость не только концертной программы, но и научных чтений.
Как сообщила их организатор, кандидат искусствоведения, музыковед Нелли Мацаберидзе, нынешние чтения посвящены 115-летию со дня рождения Ивана Соллертинского. В них приняли участие искусствоведы и исследователи из Беларуси, России и Латвии. В центре всех выступлений – фигура Соллертинского и его окружения в координатах времени.
– Цель таких чтений – новая информация о людях, событиях, городах, связанных с именем Соллертинского, это позволяет глубже познакомиться с этой уникальной личностью. Открытием нынешних исследований можно назвать и малоизвестного автора Петериса Васкса, о котором сделала сообщение доктор искусствоведения из Латвийской музыкальной академии Юлия Йонане. Я прослушала его музыку и влюбилась в нее, – сказала Нелли Мацаберидзе.
А впереди поклонников классики ждут новые встречи с интересными исполнителями. 12 декабря в филармонии вечер русской музыки, на котором выступят народный артист России скрипач Максим Федотов и заслуженная артистка России пианистка Галина Петрова. А затем пройдет концерт коллектива из Германии Spark.
Закроет фестивальную афишу 17 декабря ансамбль солистов «Классик-Авангард» под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Владимира Байдова, который привезет в Витебск премьерную программу «Сем колерау кахання для Шагала, Паэта i Аркестра», посвященную 130-летию со дня рождения Марка Шагала. Для многих она также станет открытием имен еврейских композиторов, которых слушал художник.
Фото Дмитрия Осипова.