Ильин день, который выпадает на 2 августа, прежде широко отмечали в имении Здравнево. Поселившийся здесь в конце XIX века хозяин – известный художник Илья Репин – собирал на свои именины, которые почти совпадали с днем рождения (5 августа), друзей, знакомых и местных жителей. Один из таких дней в память небесного покровителя Ильи-пророка он запечатлел на рисунке «Праздничное гулянье в Здравнёве», датированном 1893 годом.
Наталья Баклан рядом со своим фамильным креслом.
Как рассказывает директор музея-усадьбы Ильи Репина Алексей Сухоруков, оригинал зарисовки хранится в музее в Праге, но у нас в экспозиции можно увидеть репродукцию, передающую атмосферу празднества. И по сей день старые традиции в Здравнево стараются сохранять. Тем более в нынешнем году, когда все ценители творчества художника отмечают 170-летие со дня его рождения. Под знаком этого юбилея в усадьбе уже прошло немало интересных мероприятий: пленэры, мастер-классы, выставки. А накануне Ильина дня усадьбу посетили давние друзья музея из Санкт-Петербурга.
– Впервые мы приехали в Здравнево с экскурсией лет 8 назад. По специальности я искусствовед, занималась темой «Репин в Петербурге» и знала из литературы об усадьбе под Витебском, хотела сюда попасть. Здешний музей впечатлил, хотя в то время усадебный дом художника был пустым, никаких предметов, только картинки на стенах. На обратной дороге в поезде одна из моих знакомых говорит: «У меня есть старое блюдо, могу подарить репинской усадьбе». Ее почин подхватили другие. Таким образом, за прошедшие годы мы передали около 400 предметов. Конечно, это вещи не репинские, но того времени, когда жил художник. Сегодня в круг друзей музея входят представители самых разных профессий: медики, педагоги, предприниматели, художники, музыканты, пенсионеры – люди, готовые внести свой вклад в пополнение экспозиции, – рассказывает Наталья Баклан.
Она вместе с мужем подарила музею немало ценных вещей: книги из домашней библиотеки, шкатулку для рукоделия, старинное зеркало, посуду, кровать. В бывшей мастерской художника стоит кресло из красного дерева, на котором, как говорит Наталья Викторовна, она «просидела всю школу и весь университет». В экспозиции есть и вышитое полотенце из приданого ее бабушки, которое та заказывала в монастыре.
– Игрушка «Мишутка», которую можно увидеть в витрине, принадлежала двоюродной сестре академика Дмитрия Лихачева, мы с ней жили в одной коммунальной квартире. Немало вещей для репинской усадьбы отдала Марина Балмасова – правнучка известного физиолога Ивана Павлова, – поясняет Наталья Викторовна.
Среди раритетов, подаренных петербургским кругом друзей музея, – кабинетная масляная лампа, изготовленная в конце XIX века, письменный прибор, держатель для перьевых ручек, поваренная книга начала XX века и многое другое. И в этот раз гости из города на Неве приехали не с пустыми руками. Музейные фонды пополнились старинными игральными картами, вазой, редкими изданиями по искусству.
Наметанным глазом Наталья Баклан подмечает, что в интерьере дома не хватает этажерки и горки для посуды:
– Этажерку мне уже пообещали отдать, а вот горку можно присмотреть в комиссионном магазине. Стоить она будет примерно 100-120 тыс. российских рублей. Будем искать деньги, может, из витеблян кто-то захочет помочь, – говорит Наталья Викторовна.
В числе гостей из Санкт-Петербурга была внучатая племянница Софии Яцкевич, которая в 1892 году продала художнику свое имение под Витебском. Кстати, оно называлось в честь владелицы Софиевка.
– По семейному преданию, Илья Ефимович услышал о продаже имения от своих знакомых, будучи в гостях в Ясной Поляне. Он тогда получил крупную сумму от продажи картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» и подыскивал себе место для дачи. Моя двоюродная прабабушка была счастлива, что так дорого продала небольшую усадьбу. София была одной из 8 детей, между которыми ее отец разделил имение Койтово, купленное им в 1840-е годы. Ей достался участок чуть более ста десятин, который и приобрел художник, – говорит Елена Попова-Яцкевич.
Она знает свой род, начиная с XIV века. Среди Яцкевичей были яркие личности. Например, один из предков занимал должность секретаря при великом князе литовском, другой стал религиозным писателем. Виктор Яцкевич был директором канцелярии Святейшего синода, и при его непосредственном участии в 1910 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Полоцк.
После прогулки по усадьбе и возложения цветов к подножию памятника художнику гости из Санкт-Петербурга собрались в музыкальной гостиной, где, как и в былые репинские времена, звучали старинные русские романсы. Желающие смогли посетить мастер-класс руководителя полоцкого народного клуба лоскутного шитья «Рошва» Нины Ярмух, которая показывала, как ткутся белорусские пояса. А затем было чаепитие на веранде усадебного дома и долгие разговоры о художнике, выбравшем живописное место на берегу Западной Двины, куда хочется возвращаться.