В Художественном музее в Витебске открылась выставка Сергея Кухто – мастера, преданного одной теме. Свое творчество он посвятил мифическим существам – кентаврам, которых переселил с подножия Олимпа на витебскую землю.
Сергей Кухто, будучи начинающим живописцем, только что окончившим Минское художественное училище имени А. Глебова, писал будущей жене: «Хочу нарисовать кентавра со своим лицом и телом…». Образ этого получеловека-полузверя он выбрал для передачи личных переживаний, философских рассуждений, ощущения одиночества, которое часто посещает творческую личность. Собрание его картин можно назвать автобиографией души.
Автор не вписывался в существующие рамки, не брался за расхожие темы, которые давали художнику хлеб на пропитание, практически не выставлялся. Закрывался в мастерской и писал, переписывал своих кентавров. Он хотел довести их до совершенства, поэтому многие работы считал незаконченными, некоторые беспощадно уничтожал.
Экспозиция посвящена 60-летию со дня рождения Сергея Кухто, который 20 лет назад трагически ушел из жизни. Известность, к сожалению, пришла к нему после смерти.
Первая персональная выставка состоялась на годовщину гибели художника и произвела фурор
Автора причислили к ярким представителям европейского постмодернизма, его имя вошло в историю белорусского изобразительного искусства. За прошедшее двадцатилетие было организовано немало экспозиций работ Сергея, в том числе в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
На нынешней выставке представлены не только живописные картины, но и графика, в частности, копии полотен известных мастеров, письма художника, в которых он рассуждает об искусстве, о своем предназначении.
Большинство работ находятся на хранении в Художественном музее, некоторые предоставили частные коллекционеры.
Большую помощь в организации экспозиции оказала вдова художника Раиса Кухто, которую он часто изображал на своих холстах в качестве спутницы скитающегося по заснеженным витебским полям или отдыхающего на берегу Западной Двины кентавра.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.