Как известно, национальная одежда, которую носили в былые времена, рассказывала об этнической принадлежности, социальном и семейном положении, указывала на конкретную местность, где живет человек. В белорусском костюме преобладал белый цвет – естественный цвет обработанного льна, из которого и ткали одежду. А вот вышивка на рукавах и вороте, сочетание элементов костюма, цветовая гамма женской юбки и безрукавки могли иметь свои варианты в разных регионах Беларуси. Каким был верхнедвинский строй? Этим вопросом заинтересовались мастера местного Дома ремесел и решили воссоздать костюм, который носили когда-то в регионе. Причем не только выяснить, как выглядела одежда, но и самим соткать и вышить ее, как это делали предки.
Начали с изучения орнамента. Он имел здесь свои отличительные черты. В белорусских узорах встречались композиции растительного, зооморфного или геометрического характера. Именно геометрия и преобладает в верхнедвинском орнаменте. Увидеть его можно на рушнике, созданном в Доме ремесел на ткацком станке. Традиционное оборудование освоила молодой методист Татьяна Цыро. Теоретические знания по ткачеству девушка приобрела в колледже, а на практике училась ремеслу у бывшего директора Дома ремесел Валентины Шумской. К слову, именно Валентина Леонидовна имеет самое непосредственное отношение к возрождению верхнедвинского строя.
– Первым источником информации для нас были старожилы района. Достаточно подробное описание костюма мы получили на Освейщине, там бережно хранят традиции и память о прошлом. Одна бабушка сказала при встрече, что мы всего на несколько дней опоздали: народный костюм со старых времен долго лежал в шкафу, но настал и его черед. Так бы мы вообще увидели местный строй своими глазами, – рассказала о поисках Валентина Шумская. – В разных точках района прослеживались общие черты в описании.
Помогли также исследования этнографов, в частности, Николая Никифоровского, который изучал фольклор и быт Витебской губернии. В итоге появился эскиз костюма, а затем и сама одежда, правда, в кукольном размере. С ее особенностями познакомила директор Дома ремесел Анжела Макеенок:
– Белорусский народный мужской костюм обычно состоял из брюк, жилета и рубашки, вышитой орнаментом по вороту и низу, которую носили навыпуск и перетягивали поясом. Это же наблюдаем и здесь, но отметим, что вышитый рисунок геометрический. Что касается женского белорусского костюма, то юбки могли быть красные, сине-зеленые, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами, фартуки и безрукавки украшались кружевами, складками, вышитым узором. В верхнедвинском строе цветовая гамма юбки выдержана, но вот фартуки обычно никто не украшал. Впрочем, как рассказывают старожилы, цвет можно было встретить всякий: у кого что было, тем и красили нитки.
Теперь перед мастерами стоит задача сделать своими руками костюм большого размера, чтобы представить его жителям Верхнедвинщины и использовать в проведении народных праздников.
К слову, в последние годы в районе большое внимание уделяется возрождению фольклорных традиций и приобщению к ним современного поколения. Эту миссию взяли на себя учреждения культуры района, где работают коллективы народного пения, танца или рукоделия. Какими должны быть обрядовые праздники, работникам культуры рассказывают опять же старожилы, а также специалисты на районных семинарах по фольклору и этнографии. Значительно активизировалась данная работа с появлением организационно-методического центра отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома. Так, уже прижился на Верхнедвинщине фестиваль «Галасы вякоў», вскоре впервые пройдет праздник детского народного творчества «Кола будучыні». Сотрудники центра инициировали проведение обрядов «Выкуп нявесты», «Вясельная брама» и «Радзіны», которые может заказать любой желающий и украсить свою свадьбу или встречу мамы с малышом из роддома. Немалая заслуга в появлении таких новшеств – любительницы народных традиций, методиста по фольклору Майи Рубель.
Многие коллективы района ориентированы именно на аутентичность. К примеру, народный клуб «Расіца» Бигосовского СДК собирает местные кулинарные рецепты, народный коллектив «Сенькавіца» Сеньковского СДК поет песни, которые исполняли когда-то именно в их деревне.
– Все богатейшее наследие, которое нам досталось от предыдущих поколений, мы тщательно изучаем и стремимся возродить: праздники, обряды, кухню, одежду. Во многих сельских учреждениях культуры появляются этнографические уголки, как, например, в Освее, Бигосово, Морозах. Нельзя не отметить, что в данной работе активное участие принимают дети, молодые люди. Мы видим, что все это интересно подрастающему поколению, что очень радует, – поделилась директор организационно-методического центра Светлана Коновальченко.
Действительно, у современного человека подзабытые народные обряды вызывают живой интерес. К тому же, как считает Светлана Дмитриевна, в каждом человеке живет частица прошлого, быть может, поэтому так волнительно на душе, когда слышишь проникновенные народные песни. Очень важно привить людям уважение и любовь к своим корням, ведь если нет культуры, нет обрядов и традиций – то нет и народа. Как же тогда отличить его от других?
Фото автора.