Как научить детей дошкольного возраста разбираться в финансовых вопросах, заработной плате и в целом понимать, что такое экономика? Как на основе полученных знаний создавать исследовательские проекты? Это знают сотрудники лиозненского детского сада № 1 «Светлячок», чьи воспитанники одерживали победы в районном и областном конкурсах по финансовой грамотности.
Ребят всегда интересовало множество вопросов, связанных с деньгами. Так, однажды пятилетняя Ксения Пшеничная спросила у своей воспитательницы Светланы Хмельницкой, можно ли нарисовать деньги. Девочка задумалась, откуда они берутся, как выглядят купюры, что такое экономия и почему деньги нельзя сделать самой. Помочь разобраться Ксении и другим воспитанникам с этими непростыми вопросами помогла исследовательская деятельность.
— Мы начали изучать и собирать литературу, связанную с этой темой, увлеклась вся моя семья и весь наш коллектив. Всю найденную информацию мы объясняли детям простым языком, — отметила Светлана Хмельницкая. — Также мы договорились об экскурсии в местный банк, где специалисты рассказали ребятам о том, какие деньги бывают, где их печатают, почему их нельзя нарисовать и какое «путешествие» они совершают, чтобы добраться до банкомата. А после предложили Ксюше провести эксперимент и проверить достоинства и недостатки всех разновидностей денег.
Ксюша не только узнала ответы на свои вопросы, научилась разбираться в водяных знаках и защитных нитях на купюрах, но и приобрела навык определения на ощупь с закрытыми глазами номинал банкнот по знакам, нанесенным для слабовидящих людей. Все, что узнала, девочка отразила в исследовательской работе «Где взять много денег?», которая заняла второе место в номинации «Необычное в обычном» на областном этапе республиканского конкурса исследовательских работ для детей дошкольного возраста «Я — исследователь».
Такой результат стал возможен благодаря тесной работе всего коллектива, в частности опыта заведующего детским садом Жанны Фалинской. Она считает, что педагогический коллектив нужно вести, направлять и поддерживать. Только с опытной профессиональной командой и в тесном взаимодействии с родителями воспитанников можно достичь высоких результатов.
— Мы всегда работаем командой, ведь у нас дружный коллектив. Образование всех педагогов соответствует квалификационным требованиям, 86 % — имеют высшее образование, и я горжусь каждым. Светлана Хмельницкая, кстати, по итогам 2023 года стала победителем второго районного этапа республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2023» среди воспитателей дошкольного образования, — сообщила Жанна Фалинская. — В нашем небольшом детском саду осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Это позволяет максимально раскрыть потенциал воспитанников, помочь качественно подготовить их к продолжению получения образования в школе, также в будущем успешно включить в систему социальных и экономических отношений. Своевременно раскрывая таланты наших «светлячков», мы обеспечиваем им успешное будущее.
Благодаря исследовательской работе Ксении Пшеничной в детском саду появился уголок «Экономическая азбука», который наполнен печатными информационными материалами, тематическими книгами и играми, которые используют дети, изучая вопросы экономики. Например, дети разыгрывают ситуации, связанные с киберпреступлениями, таким образом воспитатели помогают с самого юного возраста усвоить ребятам правила: никому нельзя сообщать пин-код своей банковской карточки.
Фото Алёны КОЛОСОВОЙ.