Эффективность работы центров компетенций учреждений профессионального образования обсудили в ходе республиканского семинара-совещания, организованного на базе Витебского государственного технического колледжа.
Перспективы взаимодействия
— Государство вкладывает немалые деньги в создание подобных центров, и настало время определить эффективность их работы, понять, выполняют ли они все поставленные задачи, — заметил ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский. — Мы вместе должны посмотреть, где те линии взаимодействия, которые позволят более результативно развивать систему подготовки кадров. Обсудим также механизмы выявления потребностей в открытии новых специальностей либо обновлении существующих.
По его словам, нужно оценить развитие сетевых форм взаимодействия, использование ресурсов центров компетенций всеми профильными учреждениями, которые должны вести подготовку специалистов не только с учетом запросов дня сегодняшнего, но и с заделом на будущее. Нельзя обойти вниманием и связь с реальным сектором экономики.
— В центрах имеются условия для повышения квалификации рабочих кадров и переобучения взрослого населения, — подчеркнул Валерий Голубовский. — В условиях сокращения трудовых ресурсов (когда увеличивается число пенсионеров, уменьшается количество обучающихся) нужно искать новые источники. Один из них — своевременное перераспределение. Но для этого трудовые ресурсы надо переобучить, а прежде — посмотреть, оценить их производительность на рабочих местах. Проводя такую диагностику, можно принимать решение, на какую профессию переподготовить человека, чтобы он был эффективно занят в реальном секторе экономики. Эту задачу могут спокойно решать центры компетенций, потому что там есть необходимое оборудование,
база, мастера, преподаватели.
Центры компетенций, созданные в учреждениях образования, позволяют учащимся освоить современное оборудование, производственные и образовательные технологии, передовые приемы и методы труда. Основная цель — подготовить рабочих и специалистов в соответствии с потребностями организаций — заказчиков кадров.
Новый этап в развитии центров компетенций на Витебщине начался в 2016 году, пояснил начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома. С тех пор многое сделано в плане укрепления их базы и более активного использования их возможностей. В Придвинском крае в текущем году обучение в семи центрах пройдут 4,6 тыс. учащихся.
— С точки зрения выполнения учебных задач, я считаю, они справляются со своими функциями. Но хотелось бы, чтобы наши предприятия активнее шли на контакт не только по профориентации, но и по работе, направленной на повышение квалификации и переподготовку кадров, — подчеркнул Дмитрий Хома. — Конечно, есть некоторые сложности, потому что мы имеем возможность делать это только на платной основе. Но, допустим, для сельского хозяйства повышение квалификации специалистов может проходить за счет бюджетных средств.
На конкретных примерах
Участники семинара-совещания познакомились с деятельностью нескольких центров компетенций учреждений образования Витебщины. В частности, опытом поделились руководители Витебского государственного индустриального колледжа Руслан Винокуров и Городокского аграрно-технического колледжа Владимир Шитько. А директор Витебского государственного технического колледжа Александр Лосякин рассказал о центре компетенций современных строительных технологий, который уже несколько лет успешно функционирует в этом учреждении образования.
— Модернизированная база семи учебных мастерских оснащена более чем ста видами новейшего учебно-производственного оборудования и средствами обучения от ведущих мировых производителей, — отметил он. — Ежегодно там проходят подготовку
свыше 500 учащихся нашего учреждения и в рамках сетевого взаимодействия — более 300 учащихся из других учреждений образования области. Центр компетенций также вызвал интерес у вузов. Полоцкий государственный университет в прошлом году направил к нам на обучение группу студентов. В текущем учебном году — еще 46 человек. Кроме того, на базе центра осуществляется подготовка, переподготовка, стажировка рабочих и специалистов в сфере строительства.
Александр Лосякин пояснил, что направления деятельности планируется расширить. Уже ведется работа по открытию нового профиля, связанного с освоением сварочных и авторемонтных технологий.
Также участникам семинара-совещания рассказали об опыте центров опережающей профессиональной подготовки Российской Федерации.
Фото из архива «ВВ».