Раньше умение ковать сельскохозяйственный инвентарь и разные необходимые мелочи было одним из важнейших ремесел. Деревня, в которой жил кузнец, считалась зажиточной, а самому мастеру приписывалась магическая сила. Несведущие люди никак не могли понять, как можно из бесформенного куска железа выковать топор, подкову, плуг. С тех пор утекло много воды, но работы современных кузнецов также заставляют удивляться. Элементы художественной ковки не оставляют никого равнодушным.
После окончания школы, как и многие ребята тогда, Олег Булаев пошел работать на завод заточных станков слесарем механосборочных работ. Рядом располагалась кузница. Случайно увидев изделие местного мастера, парень задумался: а как это сделано? Заглянув однажды в цех, Олег буквально загорелся желанием попробовать укротить раскаленную сталь. Первые попытки получились удачными, а работа заворожила настолько, что остановиться он не смог. Почувствовал, что раскаленное железо — с характером, к нему нужен особый подход. Захотелось создавать красивые массивные вещи и иметь собственное производство. Правда, выбор профессии пал на юридическую специальность, но дружбу с металлом молодой человек не прекратил, а продолжил накапливать опыт и развивать художественный вкус, занимаясь любимым делом. Оборудовал в гараже экспериментальную кузницу, многие инструменты сделал сам, под свою руку. Получив диплом о высшем образовании, молодой человек решил: только кузнечное дело. Так наковальня, клещи и кувалда стали его орудиями труда, а сама мастерская переехала в более подходящее помещение, соответствующее всем нормам, и «Ковня» начала работать официально.
Младшему сыну Олега Васильевича 13 лет, но в кузнице Дима уже набирается опыта и, более того, в дальнейшем планирует продолжать отцовское ремесло. Сначала он просто из любопытства наблюдал, что и как делает Олег, потом начал помогать — подавал инструменты и приспособления. Постепенно научился стучать молотком в паре с отцом, а теперь уже в состоянии ковать сам, правда, под бдительным присмотром — все же рабочая температура стали от 800 градусов, а в горне доходит до 1500! И, несмотря на то, что считается, будто кузнец должен непременно обладать огромной физической силой, Дима прекрасно справляется. Оказывается, чем оптимальнее продуман процесс работы, тем меньше нагрузка. Например, держать рукоятку молотка или кувалды нужно посередине, а бить не от локтя, а от плеча. И паренек это прекрасно знает, как и многие другие тонкости —как довести до белого каления и что значит оказаться между молотом и наковальней, а также от чего зависит прочность дамасской стали и как ее ковать. Конечно, не забрасывает и школьные занятия, успешно учится, занимается спортом, увлекается историей. В свободное время парень не пропадает во дворе или за компьютером, а что-то мастерит. Посчастливилось наблюдать за ним во время работы. Как же ловко Дима управляется с металлом! Казалось, что инструменты на время стали продолжением его рук. Раскаленный кончик железного прута он согнул, как говорится, в бараний рог, обстучал со всех сторон и сделал плавный, ровный завиток за считанные минуты. К слову, называется этот распространенный элемент художественной ковки валютой. Если их соединить несколько, получится ажурный узор.
Складывалось впечатление, что работает зрелый мастер. Дмитрий уже создал много поделок, и заметно, как повышается уровень его мастерства. Теперь парень хочет сделать рыцарский шлем с забралом. Задача сложная, но выполнимая, ведь помощь отца и наставника обеспечена, кроме того, некоторые операции по доведению материала до ума Диме пока не разрешено производить — не дорос, что называется.
«Работа в кузнице непредсказуемая: никогда не знаешь, сколько времени ты отдашь на ту или иную конструкцию,– отметил Олег Васильевич. – Иногда то, что долго вынашиваешь в голове, никак не хочет воплощаться в реальность. Это дело требует не только знания точных наук, но и вкуса к мелочам. Кроме того, ковка — всего лишь одна из операций. Прежде должен родиться эскиз, подобран материал, затем выкован элемент, а потом, если, например, композиция сложная, нужно выложить рисунок, отрезать лишнее, соединить части при помощи сварки, далее уже производится грунтование и покраска. Это целый процесс, требующий мастерства и ювелирной точности. Старший сын Тимофей также занимается кузнечным делом. Недавно он вернулся из армии, в планах у него — восстановиться на учебе. А сейчас он трудится со мной рука об руку, практически ни в чем не уступая, кует дамасскую сталь, создает интерьерные украшения и прочие атрибуты эпохи средневековья. Все мы заинтересованы продолжать семейное дело и постоянно над этим работаем».