В момент подготовки этого материала делегация Верхнедвинского маслосырзавода готовилась к участию в масштабной выставке FoodExpo Qazaqstan. Предприятие активно наращивает поставки своей продукции в страны СНГ, и его сотрудники уверены, что знакомство казахстанских потребителей с натуральной белорусской продукцией откроет новые возможности для экспорта.
.jpg)
.jpg)
За 9 месяцев 2025-го выручка от экспорта превысила 56 млн долларов, на 26 % больше соответствующего периода прошлого года. Практически 90 % продукции завод реализует за пределами Беларуси.
Диверсификация стала основой производственной политики коллектива. Она позволяет идти в ногу со временем, одновременно обновляя ассортимент и расширяя рынки сбыта, осваивая новые виды производств. Завод имеет разрешение на поставки продукции практически во все страны мира. Однако основными торговыми партнерами являются компании из стран таможенного союза. Среди них лидирует ритейл в России. Более 60 % изделий поставляется в федеральные сети «Магнит», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток»), «Семерочка» и «Ашан». За последний год объем поставок туда вырос на 15 %.
В текущем году коллектив начал поставлять свою продукцию в Грузию, Абхазию, Крым, дальние регионы Российской Федерации, а сухую сыворотку отгружать в Индонезию, Филиппины, КНР… Теперь активно прорабатывает возможность поставки сливочного масла на китайский рынок.
.jpg)
Сыры – основная специализация предприятия, их выработка занимает 80 % в общем объеме производства. Практически все относятся к элитной группе, выпускаемой по европейским рецептам. Лидерство же удерживает «Маасдам»: на заводе его выпускают 450 – 500 тонн в месяц, это примерно 60 % от всех элитных сыров. Всего в год в Беларуси производят более 12 тыс. тонн «Маасдама». Свыше 5 тыс. тонн приходится на долю Верхнедвинского маслосырзавода. Еще треть забирает на себя «Пармезан» и около 10 % – небольшие партии таких сортов, как «Пармезан выдержанный», «Гоюс», «Джюгас», «Эмменталь», «Чеддер», «Монарх», «Асьяго», крафтовые сыры Pesto и Tartufo с добавлением итальянского белого трюфеля. Эти элитные сыры реализуются в магазинах под марками «Альгерд» и «Ян Сыродел».
.jpg)
– Во главу угла поставлены не только количественные, но и качественные показатели, – говорит директор предприятия Светлана Чивирова. – Наша главная цель – поддерживать репутацию производителя действительно высококачественной продукции. Над реализацией этой задачи трудится весь коллектив: начиная от обеспечения санитарно-гигиенических условий производства, проведения входного контроля качества сырья, постоянного контроля технологических процессов на всех этапах и до отгрузки готовой продукции. Существующая система контроля позволяет выпускать только качественную, экологически чистую продукцию.
Нынешний год, по оценке руководителя, в финансовом плане складывается для коллектива благоприятно. Динамика по выручке за 9 месяцев составила по отношению к прошлому году 120 %. Реализовано продукции на 239 млн руб. Рентабельность реализованной продукции составила 16 %. Производственные мощности всех трех подразделений – головного предприятия, УПП «Верхний луг» и Шумилинского цеха – загружены по максимуму. Чтобы наращивать производство и сохранять качество в каждом из них, необходимо видеть точки роста. На головном реализуется инвестпроект «Реконструкция производственного корпуса под цех по выпуску сметаны, масла, существующих очистных сооружений и внешнего электроснабжения в д. Янино», что позволит увеличить выпуск сметаны, масла. В ближайшей перспективе – обновление цеха по сгущению сыворотки, где предусматривается замена оборудования на более современное и технологичное.
Закончило модернизацию производства УПП «Верхний луг». В результате в два раза увеличили переработку молока, расширили ассортимент. Вскоре коллектив отгрузит в торговую сеть новинки – полутвердый копченый сыр «Чечил», а любителей итальянских сыров порадует «Буррата».
Значительные средства вложены в ремонт и модернизацию шумилинского цеха, который сегодня работает при полной загрузке мощностей и выпускает 14 видов сыров под торговой маркой «Ян Сыродел». Среди новинок сыр детский, для питания ребятни старше 3 лет. В нем нет консервантов и красителей, понижено содержание соли.
Для выставки в Москве уже готова еще одна новинка – сыр Mimolette, созданный верхнедвинскими мастерами по французской технологии.
А всего на предприятии выпускают более 30 видов сыра, вкус и качество многих высоко оценены специалистами и потребителями. В числе последних награды в рамках Международной выставки «ПРОДЭКСПО-2025» в Москве, где в конкурсе «Лучший продукт – 2025» получены четыре золотые медали за сыры Tartufo c белым трюфелем, «Эмменталь», плавленый «Творожный сливочный», «Моцарелла Скаморца».
.jpg)
На «Белагро-2025» в конкурсе-дегустации «Чемпион вкуса» дипломами 1-й степени отмечены сыры Tartufo с белым трюфелем, «Маасдам», Philadelphia classic, масло «Сладкосливочное». Каждый получил право нанесения маркировки «Чемпион вкуса» на упаковку. Золотой медалью награжден сыр полутвердый копченый «Моцарелла чильеджини», пять золотых медалей завоевала продукция верхнедвинцев на Молочной неделе в Угличе.
И особая гордость заводчан – престижный для всех отечественных перерабатывающих предприятий знак «Натуральный продукт», которым с 2019 года маркируется верхнедвинское сливочное масло.
– Мы видим, что дальнейшее развитие и рентабельная работа коллектива невозможны без расширения и поддержки сырьевой зоны предприятия, – подчеркивает директор. – В укрепление материально-технической базы сельхозпредприятий Верхнедвинщины завод вложил в этом году уже более 6 млн руб. Для хозяйств приобретены энергонасыщенные тракторы, сеялка, кормосмесители, разбрасыватель минеральных удобрений, погрузчик. И самое главное – в ближайшее время в Кохановичах планируется сдать в эксплуатацию новый молочнотоварный комплекс на 786 голов дойного стада. Строительство велось за счет кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» и собственных средств, которые покрыли треть всех затрат.
Профессиональный праздник коллектив ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод» встречает как передовое производство, продукцию которого под торговыми марками «Ян Сыродел», «Альгерд» и «Ульянка» знают и любят в Беларуси и далеко за ее пределами.
.jpg)
– Подводя итоги, отмечу: у нас есть возможность оглянуться назад, чтобы дальше твердо шагать вперед, не останавливаться на достигнутом, – считает Светлана Чивирова. – Только тот, кто идет в ногу со временем, а лучше, опережает его, может рассчитывать на постоянный успех.
От имени дирекции и от себя лично поздравляю весь коллектив, коллег, партнеров с профессиональным праздником – Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Спасибо за терпение и труд, за тот вклад в общее дело, который каждый из нас вносит в экономику страны. Пусть рядом будут близкие, с которыми тепло и уютно, верные друзья, надежные коллеги. Счастья, здоровья, хорошего настроения, успехов в работе и финансового благосостояния вам и вашим семьям!
Фото автора и предоставлено предприятием. УНП 300061219.






