Трудоголизм, компьютерные игры, шопоголизм, переедание – эти и другие пагубные привычки, конечно, не сравнимы с такими видами зависимостей как алкоголизм и наркомания, но дополняют их ряд и по-своему вредят человеку. Где точка отсчета наших навязчивых потребностей и как от них избавиться? Об этом рассказала психолог центра здоровья молодежи Витебского областного детского клинического центра Инна Титова.
– Зависимость формируется постепенно, когда удовольствие от привычного действия перерастает в постоянную потребность из-за невозможности найти комфорт в действительности, – поясняет психолог.
Причины появления зависимостей скрываются в семье: это могут быть детские травмы, гиперопека или цепь негативных событий.
Без любви или с «игнором»
Нехватка внимания и заботы влияет на умение ребенка справляться с негативными эмоциями, что в будущем может привести к желанию «анестезировать» свои чувства с помощью различных зависимостей. Как это связано?
Как ребенок понимает, какой он? По тому, как к нему относятся родители. От позитивной реакции мамы, которая ухаживает за ним, улыбается, разговаривает, целует и обнимает, младенец испытывает блаженство. Человек, не испытавший в детстве этого чувства, будет склонен искать и получать его всеми доступными ему способами. Если сын или дочь видят безучастность в глазах мамы, то принимают это за норму. Вырастая, они подсознательно злятся на мать, ищут способ получить то самое блаженство, которого не было в детстве. А наркотики, особенно героин, позволяют компенсировать недополученное чувство.
Инна Титова отмечает, что у матерей ее пациентов-подростков с наркозависимостью были тяжелые жизненные ситуации, повлекшие депрессию, но к специалистам женщины не обращались.
– Мамы, находящиеся в длительной депрессии, слабо реагируют на потребности ребенка и никак не разделяют его чувства и эмоции. А для психики малыша самое страшное, когда его не замечают, – подчеркивает психолог.
Эмоции важны!
Часто ребенок, находясь в подавленном состоянии, не понимает его причину. Если родители не объясняют ему, что с ним происходит, он будет искать выход негативным эмоциям, что может вылиться даже в причинение вреда самому себе.
– Мама должна помочь ребенку понять себя. Объяснять: «ты заплакал, потому что тебе не купили игрушку» или «ты злишься, потому что тебе не разрешили играть». Тогда малыш будет учиться проявлять эмоции и управлять ими, – подчеркивает собеседница. – Если заставлять ребенка что-то делать против его желания – посещать кружок, секцию и т. д., он усвоит, что его чувства, негативные эмоции неважны и их нельзя показывать. А ведь с их помощью ребенок выражает себя, понимает, что с ним происходит и почему. Злость, негодование, обида – естественные эмоции. Если человеку запрещать злиться, он будет искать выход: начнет выпивать, курить, найдет отдушину в ежедневном шопинге или компьютерных играх. Учить малыша, что нельзя злиться, обижаться, если у него что-то отбирают, равносильно обучению подавлять негативные эмоции. Воспитанный на таких установках человек также будет искать им выход.
Реальные истории
17-летний Роман обратился к психологу с проблемой компьютерной зависимости. К тому же парень пристрастился к пиву и начал замечать боли в почках.
– Я понял, что не могу не пить. Раньше думал, что сумею бросить в любой момент, но не получается, и это пугает, – поделился парень.
Начиная работать с Романом, психолог расспросила подростка о детстве. Его родители полностью посвящали себя бизнесу, и мальчик с ранних лет чувствовал себя ненужным. Отец был дома редко, занятая мать практически не замечала сына. Он был одинок, но не понимал почему. Мог часами складывать конструктор Лего, но потом ломал свои поделки, потому что они никого не интересовали. Таким образом выражал накопившиеся злость и отчаяние.
Лет в 5 – 6 мальчик понял, что можно занять время просмотром мульт-фильмов, и «подсел» на них. По словам матери, сын продолжал смотреть в экран даже после его выключения.
В школе родители записали Романа в несколько кружков и секций. Больше всего он не любил заниматься музыкой, но его заставляли. У мальчика усиливался внутренний протест, негативные эмоции накапливались, и Роман нашел способ выплескивать их: садился за компьютер и играл. Это приносило удовольствие и разрядку от напряжения, в котором он жил. Повзрослев, стал прогуливать «музыкалку», вместо которой отправлялся в игровой клуб с бутылочкой пива. Так возникло пристрастие к алкоголю.
– Агрессивное поведение может возникнуть, когда ребенок понимает: мои чувства неважны, но они доставляют боль, значит, их нужно заглушить. Зависимость избавляет нас от внутренней боли – психика включает защитные механизмы, – поясняет собеседница.
Зависимость обычно формируется в 11 – 14 лет, когда подростку важно чувствовать интерес родителей к себе. Для подростка важно, чтобы его границы понемногу расширялись. Но если в этот момент сказать: «Ты уже взрослый, справляйся со своими проблемами сам», он начнет искать поддержку в сомнительных компаниях или замкнется.
Тотальный контроль
Другая крайность: родители каждый час звонят и контролируют свое чадо. Это нередко порождает самоповреждающее поведение, когда злость на родителей, которым не могут противостоять из-за любви, дети направляют на себя.
14-летняя Яна долгое время живет в конфликте с мамой и, наконец, нашла в себе силы для разговора с психологом.
– Она постоянно следит за мной – как собираюсь, куда кладу вещи, что смотрю в компьютере, – сетовала девочка. – Не разрешает даже закрывать дверь в моей комнате. Как только отвлекусь от учебника, кричит: «Чего мечтаешь, делай уроки!» Поэтому, когда хочется помечать, я беру книгу и делаю вид, что читаю.
В итоге у Яны сформировалось желание при первой же возможности уйти из дома.
Накормили, одели – свободен!
Типичным стал портрет нарциссических родителей, которые считают своей единственной задачей одеть-накормить детей и проверить оценки. Ребенок, психологические проблемы которого годами игнорируют, страдает, живет в угнетенном состоянии.
– Я им не нужен. У них свои дела, отношения, работа, – делился с психологом 15-летний Кирилл. – Если мне плохо – иду в игровой клуб и сижу там допоздна. А они только орут, что мне в жизни ничего не интересно и я просаживаю деньги и трачу время. Я учусь хорошо, не курю, не пью, что им еще надо? Игры мне доставляют радость, я без этого не могу, должен же быть какой-то позитив в жизни!
У человека в депрессивном состоянии низкий уровень дофамина и серотонина, а игры так же, как алкоголь либо наркотики, повышают его, поясняет специалист. Так возникает пристрастие, а потом зависимость. Чтобы повысить уровень дофамина ребенка, нужно интересоваться его восприятием жизни и радоваться вместе с ним его достижениям.
«Курю, чтобы быть как все!»
Парни и девушки курят, следуя моде или стремясь быть как все. Обычно подростки не признают наличие никотиновой зависимости, считая, что могут бросить в любой момент.
16-летнего Никиту уговорила прий-ти к психологу мама, которая узнала, что сын курит, а ведь он часто болеет бронхитом.
– Нет у меня никакой зависимости. Это просто для удовольствия, чтобы быть с друзьями на одной волне. Я уже бросал, значит, смогу прекратить, когда захочу, – уверен Никита.
Парень обмолвился, что курит с 13 лет. В разговоре с мамой выяснилось, что курит и отец Никиты.
– Раз он уже бросал и снова начал, значит, не может остановиться, – анализирует психолог. – Нужно искать другие способы получать удовольствие, успокаиваться. Понять, что настоящих друзей сигаретой не привлечешь. Так стоит ли ради мнимых приятелей рисковать здоровьем? Да, все подростки считают, что они бессмертные, и мало о себе заботятся. Объяснять что-то им порой бесполезно, лучше показывать картинки – легкие курильщика, печень алкоголика, это более действенно.
Коллаж Людмилы КОСТЮЧЕНКО.