Если ранее дети с особенностями психофизического развития стеснялись самих себя, старались избегать людей, не посещать общественные места и зачастую находились дома, то сегодня они получают качественное образование, активно и успешно участвуют в разных мероприятиях. Таким является Матвей Воронов, который учится в витебской СШ №21 имени Героя Советского Союза В. Демидова.
У моего сына аутизм, он обучается в третьем классе в неполной интеграции. Несмотря на свои «особенности», Матвей радует успехами. Например, по всем предметам у него 8 – 10, русский язык идет чуть хуже, – рассказала мама мальчика Елена.
Матвей даже участвует в школьных олимпиадах по математике, предмету «Человек и мир», истории. Его увлечения – рисование, игра на фортепиано. Кстати, он любит выступать на сцене. Также интересуется IT.
– Три года назад при школе появились два интегрированных класса. На первоначальном этапе были трудности: отсутствовали специалисты, которые работали бы с особенными детьми, соответствующая материально-техническая база. Но мы преодолели этот достаточно длительный путь, который требовал внимания не только от руководства школы, но и районного отдела образования. Огромную поддержку в решении всех проблем нам оказывает начальник отдела по образованию, спорту и туризму администрации Железнодорожного района Анжелика Михайлова, благодаря которой удалось сделать многое, – отметил директор СШ №21 Сергей Зыбин. – Как известно, душа школы – ее коллектив. Это люди, которые являются патриотами своей работы. Среди них Зинаида Снегурская, человек с огромным опытом в педагогике и влюбленный в свою профессию, учитель-дефектолог Оксана Бурец, в этом году получившая высшую категорию. Ирина Бельская также сегодня трудится в интеграционном классе. Это те учителя, которые работают по зову сердца. Они знают, что каждый ребенок с особенностями психофизического развития требует индивидуального подхода и теплых чувств. Большую помощь в организации воспитательного процесса оказывает заместитель директора Александр Бондарь.
– Почти 39 лет работаю в школе, и в первый раз у меня такой класс, – рассказала Ирина Бельская. – В нем учится 16 детей, из них четыре – с трудностями в обучении и один – с тяжелыми нарушениями речи. Ребята часто отвлекаются от процесса обучения, их внимание порой удержать практически невозможно. Чтобы донести учебный материал, нужно иметь огромный запас терпения.
– Действительно, здесь созданы соответствующие условия для детей с ОПФР, – добавила Елена Воронова. – При школе есть ресурсный центр, куда ребенок может прийти отдохнуть, если слишком устал на занятиях. У Матвея есть тьютор – специалист, который сопровождает его в школе, изучает интересы ребенка и создает условия для их развития.
Сегодня Матвей практически полностью социализирован. Это удалось сделать благодаря тесному взаимодействию матери и работников школы. В классе, где учится мальчик, к нему доброжелательно относятся как сверстники, так и их родители.
– Огромную помощь сын и другие дети из СШ №21 еще получают в областном и городском центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, семейно-развлекательном центре Z-Park, – добавила Елена Воронова. – Здорово, что в Витебске есть места, куда может прийти поиграть особенный ребенок. Здесь мы обмениваемся опытом и знаниями с другими семьями.
– В центре Z-Park уже два года реализуется междисциплинарный медико-социальный, спортивный и образовательный волонтерский проект, в рамках которого на площадке семейно-развлекательного центра с детьми с ОПФР работают студенты-волонтеры и работники кафедры медицинской реабилитации и физической культуры с курсом ФПК и ПК ВГМУ, – рассказала заведующая кафедрой Татьяна Оленская. – В этом году мы начали сотрудничать и с кафедрой коррекционной работы педагогического факультета ВГУ им. П. Машерова. Главная наша задача – создать условия психологической безбарьерности и интеграции в общество для детей с ОПФР, что является одной из целей Конвенции о правах инвалидов, Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
– Нам повезло, мы живем в социально ориентированном государстве, – добавил Сергей Зыбин. – Госпрограммы направлены на поддержку семей, где растет ребенок с особенностями психофизического развития, и это нужно ценить.
Фото Александры Ходюковой.