Основные положения новой редакции Закона «О занятости населения Республики Беларусь» вступили в силу 24 октября. Они касаются всех участников рынка труда: нанимателей, соискателей, службы занятости. Эти новшества стали главной темой республиканского семинара «Новое в законодательстве о занятости населения. Международный обзор рынка труда», который вчера состоялся в Витебске.
– Это самые масштабные изменения за прошедшие 10 лет, – отметила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Ирина Матвеева (на фото). – Они направлены на развитие и поддержку высокой мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей и безработных за соблюдение законодательства о занятости населения.
Что поменялось для нанимателей?
Закон устанавливает обязанности информировать органы по труду, занятости и социальной защите:
– письменно о наличии вакансий – в течение пяти дней с даты их образования (в предыдущей редакции – в течение двух недель),
– о предстоящем высвобождении работников – не позднее, чем за два месяца,
– о заполнении заявленных ранее вакансий – в день заполнения.
– Если нанимателю необходимо сократить какую-то специальность, у него есть возможность переобучить работника на другую. Службе занятости населения предоставляется право полностью или частично компенсировать эти затраты нанимателей, – уточнила Ирина Викторовна.
У нанимателей, привлекающих граждан на оплачиваемые общественные работы, появилась возможность заключать не только срочные трудовые договоры, но и гражданско-правовые. Это значительно упростит процедуру трудоустройства, а также снизит материальные и временные затраты кадровых служб.
Новая редакция закона впервые дает трактовку понятия «вакансия» и выделяет категорию работников, которые находятся под угрозой увольнения. К ним относятся те сотрудники, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, предупреждены о сокращении численности или штата работников, находятся по инициативе нанимателя в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.
Новшества для соискателей
Для этой категории участников рынка труда в два раза укорочен максимальный период нахождения на учете в качестве безработных – с 36 до 18 календарных месяцев.
Отдельной статьей закреплены обязанности безработных: они должны самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи им направления.
– Долгожданное новшество, которое оценят женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, при этом не имеющие официальной работы. Сейчас у них появилась возможность за время декретного получить профессиональную подготовку за счет средств фонда социальной защиты. Это позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда и в дальнейшем шансы на трудоустройство, – подчеркнула Ирина Викторовна.
Важной новацией закона является и то, что с 1 января 2017 года услуги по трудоустройству смогут оказывать только включенные в реестр агентства. Сегодня их деятельность законодательно не регламентирована и на нее распространяются лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении им некачественных услуг, в том числе в сфере трудоустройства.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан и представлен в Совет Министров проект Указа Президента Беларуси «О совершенствовании мер социальной защиты отдельных категорий безработных». Он направлен на дифференцированное повышение размера пособия по безработице и стипендий гражданам, проходящим обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, исходя из размера бюджета прожиточного минимума.
– Правительство продолжает разрабатывать уточнения закона о занятости населения Беларуси. В следующей редакции будет прописана новая система страхования от безработицы, – сообщила Ирина Матвеева.
В семинаре участвовали специалисты в сфере занятости населения из Беларуси, Швеции и Литвы. Они проанализировали рынок труда и перспективные направления совершенствования мер социальной защиты отдельных категорий безработных в этих трех странах.