В последние годы нестабильность ситуации в мире, введение санкций, сложности при пересечении границ и попытки внести разлад в белорусское общество сподвигли часть жителей нашей страны отправиться за рубеж. Одни поехали с надеждой на большие заработки, рассчитывая позже вернуться, другие захотели получить новое гражданство. Людей притягивали заманчивые перспективы, которые сулила комфортная и богатая (во всяком случае, такой ее чаще всего изображают) Европа. Но за пределами родной Беларуси, как оказалось, не все красиво и сладко.
Знаю об этом не понаслышке. О том, что поразило и удивило, периодически рассказывают мои знакомые, уехавшие работать в Польшу и Чехию. Причем подчеркну: речь идет не о людях, которые рванули в никуда, а о тех, кто перебрался за границу, уже зная новое место работы. Имена героев статьи изменены, но вот рассказанное ими оставлено без изменений.
Лучшее впереди?
Дмитрий – человек с двумя дипломами о высшем образовании. В Витебске он трудился по специальности на одном из предприятий. Но, поддавшись на уговоры молодой жены (теперь уже бывшей), решил сменить уют на работу вахтовым методом в России. А потом, когда и там уровень зарплаты не устроил, по совету знакомого пять лет назад оформил рабочую визу и перебрался в Чехию, которая по экономическому развитию входит в число лидеров среди посткоммунистических стран. Дмитрию предстояло трудиться в городе с названием Пльзень на производстве, выпускавшем продукцию для крупного автоконцерна.
Слегка пообвыкнув и разобравшись в ситуации, Дмитрий понял: без жесткой экономии откладывать ежемесячно кругленькую сумму никак не получится. Первой большой статьей расходов стало жилье.
– Снимать его здесь безумно дорого, – признался молодой человек. – Не говоря уже о том, что далеко не все готовы сдавать квартиру иностранцам. Поэтому приходится обращаться за помощью в агентства, что увеличивает расходы. Хозяева обязательно требуют предоплату за несколько месяцев, плюс услуги агента – вот и выходит, что изначально на аренду нужно порядка 1,5 тысячи долларов. И это если квартира самая простая, без мебели и бытовой техники.
По словам Дмитрия, меньше чем за 500 евро в месяц жилье в его городе сегодня не найти даже при большом везении. Средняя цена – 600. В Праге еще дороже. И это без учета коммунальных платежей. Поэтому мужчина все пять лет кооперируется с такими же «понаехавшими». Если снять квартиру коллективно, может выйти примерно на 100 евро с человека. Сейчас, говорит, живут вчетвером, причем ему повезло: один в маленькой комнате. Обстановка довольно спартанская: кровать, стул, стол, ноутбук. Зато никто не мешает.
Коммунальные услуги стоят дорого, так что на них тоже экономят. На каждой батарее есть счетчик тепла. Уходя на работу, жильцы отопление в своей комнате перекрывают. На кухне так же: включил, поел, выключил, ушел. Прохладно, зато меньше платить.
С одной стороны, экономия – это неплохо. С другой – все хорошо в разумных пределах. Мне, привыкшей, что тепло в квартиру поступает бесперебойно, пожалуй, сложно было бы выжить в таких условиях. Полгода жить в холоде? Бр-р-р…
Очень впечатляют цены на стоматологические услуги.
– Просто вырвать зуб стоит около 100 долларов, – рассказал собеседник. – Примерно столько же – самая элементарная пломба. А один мой знакомый в прошлом году ставил пять имплантов, так заплатил за них порядка 6 тысяч долларов.
Поэтому те, кто в отпуск ездит в Беларусь, стараются по возможности воспользоваться платной медицинской, в том числе стоматологической, помощью на родине. Экономически намного выгоднее получается, но не менее качественно.
А еще Дмитрий радуется, что у него нет такой вредной привычки, как курение. Сигареты в Чехии тоже недешевые, цена пачки около 5 евро.
На вопрос, почему же не возвращается в Беларусь, мужчина пожал плечами:
– Привык. Да и работу получше нашел недавно. Надеюсь, в перспективе буду больше получать.
На новом месте он занимается сборкой погрузчиков. Говорит, физически стало намного легче. Кроме того, возможности для профессионального роста и увеличения зарплаты появились. Трудится стабильно восемь часов в первую или вторую смену.
– Это потому, что теперь я работаю у чехов и мои многие коллеги – чехи, – пояснил мужчина. – А раньше трудился на заводе, где хозяева американцы. Там порядки совсем другие, хотя многое и противоречит законодательству.
На прежнем месте смена длилась 12 часов. Периодически из-за срыва поставок материалов производство останавливалось, случались простои. Эти часы приходилось нагонять позже, работая сверхурочно. Выматывались невероятно, вспоминает Дмитрий. При этом переработку сверх 12 часов не оплачивали. А недовольных и не согласных с кабальными условиями никто не держал. Увольнялись белорусы, украинцы – на их место стали привозить монголов, потом филиппинцев.
Легко и очень много заработать в Чехии у Дмитрия за пять лет не особенно получилось. Однако он пока надеется, что лучшее впереди.
Когда цены кусаются
Стоимость жилья, коммунальные платежи и цены на медицинские, особенно стоматологические, услуги кусаются и в Польше. Об этом рассказала Маша, сотрудница IT-компании во Вроцлаве. Девушка не работяга на заводе, а квалифицированный специалист, поэтому ее зарплата куда приличнее, чем у героя предыдущей истории. Однако Мария тоже старается экономить на отоплении и электричестве: обидно отдавать большие суммы за коммуналку (сейчас выходит порядка 170 долларов). Девушка сетует, что много энергии потребляет электроплита. Да и люстры хозяева квартиры, говорит, установили с таким странным цоколем, что нет возможности использовать энергосберегающие лампочки. Поэтому зачастую Маша включает не верхний свет, а торшер, который питается от розетки.
Цену за ее съемную, достаточно скромно меблированную квартиру с самой необходимой бытовой техникой и вовсе страшно озвучивать. Но, отмечает белоруска, нужно радоваться, что вообще удалось найти жилье. Когда в Польшу хлынули мигранты из расположенных поблизости стран, сначала цена в связи с повышением спроса выросла раза в полтора, а потом, столкнувшись с недобросовестными клиентами, хозяева массово стали отказываться сдавать квартиры всем, кто не поляк. И неважно, где и кем ты работаешь.
Еще один непростой момент – медицинское обслуживание. В Польше Маша трудится в филиале той же компании, на которую раньше работала в Минске. Но в Беларуси у фирмы были заключены договоры с медучреждениями, где сотрудников обследовали и лечили без всякой дополнительной платы. За границей же такого нет. Каждый покупает себе медицинскую страховку сам. Девушка отдает за нее около 40 долларов в месяц, при этом достаточно часто ходит к врачам платно, так что в итоге следить за здоровьем получается совсем недешево.
– Декоративная и уходовая косметика здесь намного дороже ее реальной стоимости, – отмечает Мария. – Нужно ловить скидки в 50 %, вот тогда цена становится более-менее адекватной. Еще я бы сказала, что во Вроцлаве достаточно дорогой общественный транспорт. Проездной на два вида (трамвай и автобус) на месяц стоит почти 30 долларов. Причем это сумма со скидкой, которую в первый календарный год проживания в Польше получить нельзя. Необходимо год платить налоги, только после этого можно зарегистрироваться в программе, которая дает бонусы жителям твоего города вроде скидок на проездные и бесплатного посещения некоторых музеев.
***
Как видим, за внешне красивой картинкой европейского благополучия кроется немало важных деталей, о которых мы не всегда знаем. Но когда все это узнаешь и начинаешь сравнивать с белорусскими реалиями, то приходит понимание: действительность далеко не всегда такая, какой кажется издалека.
Фото предоставлено респондентами.