Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Как детям безболезненно выйти из-под пресса буллинга, советует специалист

Вы замечаете, что ваш ребенок стал нервным, часто грустит, неохотно идет в школу или играть во двор? Возможно, это следствие травли (буллинга), являющейся причиной серьезных страданий вашего сына или дочери.

Справка "ВВ": Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива или группы. Чаще это явление встречается в школьной или университетской среде, однако у него нет определенного возраста. Это, если по-простому, когда толпа травит одного, а тот не может ответить.

Если над ребенком ежедневно издеваются, портят одежду, дразнят, бьют – это проблема не только детей, но и взрослых. Важно обратить на нее внимание и решить.


– Если родитель встревожен поведением ребенка, а тот молчит, первым делом важно разговорить его, понаблюдать за ним, выяснить, что за причина вызывает такое поведение, – советует заместитель директора социально-педагогического центра Витебска Кристина Иванова. – Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, узнав о неприятных инцидентах от детей либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.


Иногда подростки тщательно скрывают свои проб-лемы, как это было в случае с нашей героиней Ангелиной. Сейчас ей 19, она учится на
3-м курсе одного из вузов, но в ее жизни был сложный период. В школе Ангелина была примерной ученицей и активисткой. О том, что у нее есть обидчица, девушка никому не рассказывала.


– Когда я была в 7-м классе, к нам пришел «новенький», – делится своей историей Ангелина, пережившая буллинг в школе. – Так вышло, что нас посадили вместе, и мы стали хорошими друзьями. Но моей однокласснице понравился этот мальчик, и она, видимо, позавидовала нашей дружбе.
Если сначала обидчица присматривалась к Ангелине, то, когда та не смогла дать отпор, начала откровенно ее травить, при этом подключала и других детей к буллингу. Выражалось это по-разному: обидные слова, испорченные вещи.
В том же учебном году из класса перевелась лучшая подруга Ангелины, которая ее всегда поддерживала, и девочка стала легко уязвимой. Дома она не рассказывала о своих переживаниях: мама воспитывала их с сестрой одна, ей и без того было непросто. Поэтому подростку хотелось решить эту проблему самостоятельно.


– Один случай до сих пор в памяти, – грустнеет Ангелина. – Мы ходили в кружок, где делали различные поделки. В тот день занимались оригами. Учительница сказала, что лучшие работы попадут на школьную выставку. Я быстро справилась с заданием, и у меня получился красивый дракон. Оставила поделку, вышла из класса, возвращаюсь – а от оригами остались только мятые бумажки. Я сразу догадалась, кто это сделал, взглянула на ту самую девочку, а она рассмеялась мне в лицо. Было настолько обидно, что я даже не смогла ничего рассказать учительнице.
Спустя некоторое время, школьница самостоятельно нашла выход из положения: иногда отвечала на оскорбления, а позже стала их вовсе игнорировать. От нее отстали.


– Хорошо, что Ангелина сумела дать отпор, переросла детские обиды, и теперь у нее счастливая жизнь, – одобряет Кристина Иванова. – Девушка занимается творчеством и радуется каждому дню. Но ведь всё могло закончится иначе. Психика ребенка могла быть серьезно нарушена.

Чтобы безболезненно выйти из-под пресса буллинга, специалист советует не поддаваться на провокации, проявлять гнев. Возможно, обидчик потеряет к жертве интерес. Если разговор всё же начался, стоит переводить внимание на поведение задиры нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что ты не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у тебя не находится дел поинтереснее». Но в любом случае нужно сообщить о нападках родителям и учителю.
Если в классе принято кого-то травить, там всегда найдут жертву. При этом дети-преследователи, послушно идущие за лидером травли, помогают ему либо с удовольствием хохочут над его шутками, но неосознанно боятся оказаться на месте жертвы. Многие, особенно на начальном этапе зарождения травли, не понимают, что происходит: ну, пошутили, игра…


– Травля влияет на все аспекты жизни, – утверждает Кристина Иванова. – Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Психика тоже страдает, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.
Важно помнить,что нельзя обвинять жертву в том, что ее травят (сам виноват, не умеет общаться, находить общий язык с остальными, не может за себя постоять). Не говорите ребенку: «Не обращай внимания, дай сдачи, учись налаживать отношения, не бойся». Не ожидая, что ситуация сама решится, следует обратиться к учителю.


Важно отличать травлю от конфликта. Конфликт – это кратковременное разногласие, силы равны, а при травле силы не равны, и дети не могут самостоятельно выйти из ситуации. Хорошая психологическая подготовка, заложенная родителями, дороже физической силы. Если ребенок уверен в себе, он может не довести нападки на него до критического уровня, нивелировать, обнулить их своим ровным, спокойным, ироничным отношением. Ведь шутку и издевку можно воспринять по-разному. Это может быть просто подтрунивание, а может быть издевательство, и многое зависит от того, как сам ребенок к этому относится.


Ульяна КУШНЕРОВА,
студентка журфака БГУ.

 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ