Как несовершеннолетних втягивают в преступления по распространению наркотиков и психотропных веществ? Какое наказание за это предусмотрено законом? Как взрослые могут предотвратить втягивание детей в преступное сообщество? Об этом «ВВ» рассказала майор юстиции Марина Фертикова, старший следователь отдела по расследованию преступлений против информационной безопасности и незаконного оборота наркотиков следственного управления УСК по Витебской области.
– На сегодняшний день преступления, связанные с незаконным оборотом и распространением наркотиков с привлечением несовершеннолетних в основном совершаются в составе организованной группы. Зачастую при их совершении подростки даже не держат наркотики в руках. Тем не менее им вменяется ст. 328 ч. 4 – «Незаконное приобретение, хранение, перевозка и сбыт наркотических средств и (или) психотропных веществ, совершенные организованной группой», ведь своими преступными действиями они обеспечивают бесперебойную работу запрещенного интернет-магазина.
Обычно в составе такого интернет-магазина действуют участники под условными названиями «спортики», «трафаретчики», «финансисты» и «кураторы».
«Спортиками» могут быть как школьники, так и взрослые. Их задача – наказывать закладчиков, которые воруют у интернет-магазина наркотики для собственных нужд. В Беларуси были зафиксированы случаи, когда «провинившимся» ломали пальцы, ребра, тушили о лица окурки и поджигали волосы.
«Трафаретчики» наносят на заборы, стены и двери зданий рекламу в виде ссылки, ведущей на нежелательный сайт с информацией о возможности приобретения наркотиков или получения дохода за их реализацию.
«Финансисты» выплачивают «зарплаты» закладчикам, «спортикам» и «трафаретчикам». «Куратор» же осуществляет координацию действий всех «сотрудников» интернет-магазина.
Если фасовщики и закладчики имеют дело непосредственно с наркотиками, то «спортики», «трафаретчики», «финансисты» и «кураторы» к ним даже не прикасаются. При этом все фигуранты преступного объединения несут одинаковую ответственность перед законом и наказываются по ч. 4 ст. 328, которая предусматривает до 20 лет лишения свободы (к слову, других видов наказания по этой статье нет).
– Несовершеннолетние, которые участвуют в совершении подобных преступлений, часто понимают, чем занимаются. Поэтому оправдания вроде «меня заставили» и «даже не предполагал, что это связано с наркотиками» суд не принимает во внимание, – подчеркнула Марина Фертикова.
Если раньше интернет-магазины по продаже наркотиков можно было свободно найти в интернете, то сегодня сделать это сложнее, поскольку в Беларуси подобные платформы стараются блокировать, отметила майор юстиции. Однако доступ к таким сайтам все же остается, и курируются они из-за рубежа.
Предложения быстрого заработка за транспортировку «товара» несовершеннолетние получают через соцсети и мессенджеры (преимущественно «ВКонтакте» и Telegram) или переходя по ссылкам, нанесенным на стены и заборы. После этого с ними проводят специальное «обучение» и затем непосредственно задействуют в распространении наркотиков и психотропов.
– Несовершеннолетних проще, чем взрослых, вовлечь в работу преступного сообщества: они относятся к этому более легкомысленно, в силу возраста и определенного умственного развития не задумываются о последствиях и не осознают, что им грозит многолетний тюремный срок. В преступную деятельность легче втягиваются те подростки, у которых есть проблемы, недопонимание в семье, отсутствует доверительное общение со взрослыми, которые стремятся уйти из дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь, – рассказала Марина Фертикова. – Советую всем родителям придерживаться принципа: «Доверяй, но проверяй». Нужно контролировать даже внешне благополучных детей, занимать их посещением кружков и спортивных секций в свободное от учебы время, чтобы уберечь от совершения преступления, которое сломает всю дальнейшую жизнь.
В качестве наглядного примера Марина Фертикова привела историю, которая случилась в Витебске несколько лет назад. В составе следственно-оперативной группы следователь проводила осмотр квартиры, где проживали папа, мама и несовершеннолетний сын. Уровень жизни семьи был выше среднего, родители занимали высокие должности в областном центре. Мальчик хорошо учился в школе, положительно характеризовался педагогами и совсем не был обделен родительским вниманием. Между тем его подозревали в незаконном обороте наркотиков. Обследуя комнату подростка, следователи заметили шкатулку на полке с учебниками, в которой, к удивлению родителей, оказались… свертки с наркотиками и приспособления для их фасовки. Причем парень даже не пытался спрятать шкатулку, она находилась на видном месте. На вопрос, как мама во время уборки в комнате сына ее не замечала, она только развела руками. В телефоне подростка была найдена переписка с куратором интернет-магазина по распространению наркотиков, о чем родители даже не имели представления. В результате парень сел в тюрьму на длительный срок.
– Часто осужденные по ч. 4 ст. 328 подростки объясняют участие в противозаконной деятельности жаждой наживы, желанием иметь личные деньги, не зависеть от родителей. Причем эти деньги тратят на покупку пиццы, пива, одежды. Кто-то из них желает уйти от родителей и снимать отдельное жилье. А одна девочка мечтала скопить средства на отпуск у моря. За 10 лет, в течение которых мне пришлось расследовать связанные с незаконным оборотом наркотиков преступления, не было ни одного случая, когда человек заработал на этом много денег. Убеждена, что нельзя ломать свою жизнь из-за сомнительного занятия, – подчеркнула Марина Фертикова.
Фото из открытых источников и предоставлено пресс-службой УСК по Витебской области.