Какие новеллы содержит обновленный Закон «О здравоохранении»? Что изменится в связи с этим для медучреждений, а что для пациентов? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «ВВ».
Корректировка Закона «О здравоохранении» была предложена Минздравом еще в 2022 году. Была учтена практика его применения, проведен системный анализ актуальных вызовов и тенденций. В 2023 году отрабатывался алгоритм применения новых подходов, и уже со 2 февраля обновленный правовой акт вступил в силу.
– Законом предусмотрен механизм аккредитации медицинских учреждений, который начнет осуществляться в 2024 году, – сообщила заместитель начальника главного управления по здравоохранению облисполкома Людмила Ковалёва. – Утверждены два его этапа – базовый и национальный. Первому, обязательному, подлежат все учреждения здравоохранения – на соответствие тем или иным видам оказания медицинской помощи. Национальная аккредитация – добровольная, дополнительная для тех, кто прошел базовую, – говорит о том, что учреждение соответствует высоким критериям, обеспечивает соответствующий уровень оказания медицинской помощи, ее эффективность и
безопасность.
Такие административные процедуры осуществляются по заявительному принципу. Учреждение само оценивает соответствие или несоответствие заданным критериям, результаты вносятся в информационную систему, подается заявление на получение свидетельства и осуществляется оценка соответствия. Затем формируются рабочие группы, которые проверяют объективность поданной информации, то есть изучают реальное состояние дел на местах. Такой алгоритм уже был отработан Министерством здравоохранения в прошлом году.
– Чему должна способствовать аккредитация? Что должен уяснить для себя пациент, который знает, что в стране начался такой процесс, приняты поправки в закон?
– Аккредитация должна способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, ее эффективности и безопасности. А пациенты должны иметь уверенность, что если учреждение здравоохранения получило аккредитацию, то оно соответствует по своим возможностям тем требованиям, которые на сегодняшний день существуют в нашей стране как по уровню квалификации медицинских работников, оснащению, владению теми или иными методами оказания медицинской помощи, так и по соответствию санитарно-гигиеническому законодательству и т. д. Например, человеку необходима аппендэктомия – иссечение аппендикса. Для проведения этого вмешательства в штате должны быть соответствующие специалисты, а также операционные, мониторы, реанимационное оборудование, инструментарий, соблюдение санитарных норм. И пациент должен понимать: если он попал в это учреждение, то может получить всё необходимое, не боясь за качество. К слову, свидетельство о базовой аккредитации будет выдаваться на срок от года до пяти лет.
Если помимо базовой учреждение здравоохранения будет иметь национальную аккредитацию, то оно находится, условно говоря, на ступеньку выше. Люди могут получать в этом учреждении высокотехнологичную помощь практически мирового уровня. Такие УЗ могут иметь определенные бонусы, например, более современное оборудование, больше стажировок и прочее.
– Предположим, что центральная районная больница не прошла базовую аккредитацию. Что это означает для пациентов?
– Учреждение проходит аккредитацию не в целом, а по видам и профилям оказания медицинской помощи. Если, предположим, какое-то УЗ не прошло аккредитацию по оказанию специализированной акушерско-гинекологической помощи, это не значит, что помощь такого профиля женщины района не получат. Первичная медицинская как была, так и будет, а что касается профильной специализированной помощи – организуется перераспределение потоков на те учреждения, межрайонные или областные, которые прошли базовую аккредитацию и могут ее оказать. Кстати, если УЗ не прошло аккредитацию, то в течение месяца оно должно составить план по устранению недостатков и работать над этим. Спустя шесть месяцев учреждение имеет право повторно подать заявление на прохождение аккредитации. Если и вторая попытка окажется неудачной, то со следующего года оно не получит финансирование на этот вид помощи. В то время как в целом финансирование самого учреждения, безусловно, сохраняется.
МНЕНИЕ:
Александр ХОДЖАЕВ, министр здравоохранения Беларуси:
– Президентом поставлены задачи по обеспечению качества и доступности медицинской помощи населению, диспансеризации, которая позволяет выявлять заболевание на ранних этапах его развития, аккредитации учреждений здравоохранения, а также вопросам, которые касаются закрепления кадров на рабочих местах и повышения качества образовательного процесса.