В Генеральная прокуратура Беларуси инициирует законодательные изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Предлагаемые нововведения, в первую очередь, направлены на предупреждение и профилактику злодеяний. Какие именно новшества предлагает надзорный орган?
обновленном кодексе введена категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности совершенного деяния и тяжести наступивших последствий.
Например, появилось понятие административного проступка. К нему отнесены правонарушения, за которые предусмотрен относительно небольшой штраф – для физлиц не более 10 базовых величин, например, за переход дороги в неположенном месте или курение в запрещенных местах.
Также законодательно закреплено понятие профилактических мер. Планируется, что ими станут устное замечание, предупреждение, а также разные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
– Профилактические меры предполагается назначать вместо административного взыскания за совершение правонарушений, не относящихся к категории грубых (то есть таких, повторное совершение коих влечет уголовную ответственность и за которые могут быть применены общественные работы, административный арест, лишение специального права), – рассказывает старший прокурор отдела Генпрокуратуры Беларуси Владимир Круковский. – Устное замечание планируется объявлять при малозначительности правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Предупреждение предлагается применять в случае совершения административного проступка, а также по усмотрению суда или другого органа, ведущего процесс, за однократные значительные административные правонарушения. Причем оно будет применяться без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности.
А мерами воспитательного воздействия для несовершеннолетних будут являться обязанность принести извинение потерпевшему либо загладить причиненный вред и ограничение досуга.
Либерализация КоАП выражается и в расширении перечня деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего. По словам собеседника, теперь в эту категорию включены обман потребителей, недобросовестная конкуренция, отказ в предоставлении гражданину информации и некоторые другие правонарушения.
– Расширение перечня деяний, влекущих административную ответственность только по требованию, даст возможность объективно учитывать позицию потерпевшего относительно степени нарушения его прав и применения либо неприменения мер ответственности за такое нарушение, – подчеркивает Владимир Круковский. – Административный процесс по данной категории дел также может быть начат прокурором, если противоправным деянием причинен значительный вред интересам государства или общества. Или же правонарушение совершено в отношении человека, находящегося в зависимом от нарушителя положении либо не способного самостоятельно обратиться за своей защитой.
Более широкие возможности выбора альтернативы при определении меры ответственности предполагает и еще одна инициатива Генпрокуратуры – введение нового вида административной ответственности: общественные работы.
По словам Владимира Круковского, их станут применять только по решению суда и с согласия обвиняемого на применение к нему этой меры. В том числе, когда у гражданина недостаточно средств на уплату штрафа. Такая мера ответственности будет применяться за оскорбление, мелкое хулиганство, мелкое хищение и некоторые другие относительно незначительные преступления.
– Этот вид наказания предполагает выполнение человеком, совершившим административное правонарушение, бесплатных работ сроком от 8 до 60 часов в свободное время от основной работы, службы или учебы, – говорит Владимир Круковский. – Конкретные виды занятости определят местные исполнительные и распорядительные органы власти. Отличительным признаком общественных работ от остальных мер административной ответственности является то, что они не связаны с ограничением имущественных прав и не предполагают изоляции правонарушителя.
Правда, как пояснил собеседник, к некоторым категориям граждан общественные работы не могут быть применены. В частности, в отношении пенсионеров, лиц в возрасте от 14 до 18 лет, беременных женщин и граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидов I и II групп и лиц, имеющих заболевания, препятствующие выполнению общественных работ, перечень которых определяется Совмином Беларуси. То же касается иностранных граждан и не проживающих постоянно в нашей стране людей без гражданства, а также лиц, на которых распространяется статус военнослужащего.
Одновременно с введением общественных работ из законодательной практики планируется изъять понятие исправительных работ, которые фактически не применяются.
Также из КоАП исключено 113 неактуальных статей, например, нарушение порядка ведения кассовых операций, присвоение авторского права, неоплаченный провоз ручной клади.
Как отметил Владимир Круковский, основная цель нового КоАП – оптимизация мер административной ответственности, исключение ответственности за незначительные нарушения, максимальное задействование профилактической составляющей. В рамках реализации этой задачи смягчена ответственность и снижены размеры штрафов более чем по 200 статьям КоАП.
Но если за незначительные правонарушения в новом кодексе наказания ослаблены, то за наиболее серьезные – усилены.
– К примеру, повышается ответственность за правонарушения в области безопасности дорожного движения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, – подчеркивает Владимир Круковский. – Максимальный размер штрафа водителю транспортного средства увеличен с учетом степени его опьянения.
Например, при концентрации алкоголя в крови свыше 0,8 промилле штраф повышен со 100 до 200 базовых величин, предельный срок лишения специального права – с 3 до 5 лет.
Дифференциация и повышение ответственности за правонарушения, связанные с управлением транспортом в состоянии опьянения, будут способствовать сокращению таких нарушений и дорожно-транспортного травматизма по вине нетрезвых водителей.
Владимир Круковский отметил, что за 13 лет действия КоАП принято более 120 законов, внесено почти 1500 изменений и дополнений. Нынешние изменения – отражение смещения вектора государственной политики в сфере административного законодательства от карательной функции в сторону профилактики и предупреждения административных правонарушений.
Фото из открытых источников.