Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Китай снимет фильм о витебском подполье: как герои-соотечественники боролись с фашистами в Беларуси

Представители Поднебесной собираются снять фильм про героизм своих соотечественников в борьбе с фашизмом на белорусской земле.

Накануне 80-летия Победы Китая в войне с японской агрессией, которое отмечалось в середине августа, представители посольства КНР в Беларуси и Ассоциации организаций китайских соотечественников «Хуацяо» организовали поездку в Витебск. С северной столицей Беларуси связана история китайского подполья, действовавшего на территории оккупированного фашистами города на Двине.

– К сожалению, в Китае не знают об этих фактах, мы решили восполнить пробел. Сейчас собираем материал для съемок фильма, в который войдет и данный эпизод героизма наших соотечественников на белорусской земле. Лента будет показана не только в Китае, но и в других странах, – пояснила руководитель ассоциации «Хуацяо» Ван Сяомэн.

Знаковая дата в истории КНР напрямую связана с ходом Второй мировой войны, в годы которой народы двух стран помогали друг другу в разгроме нацизма. В фондах областного краеведческого музея хранятся документальные свидетельства героизма уроженцев Поднебесной, боровшихся с оккупантами. В экспозиции «Защитники Отечества» представлены материалы о китайских подпольщиках.

Адаптация мигрантов

Главный хранитель фондов ВОКМ Ольга Давидовская показывает письма и фотографии, поступившие в музей в послевоенные годы от участников китайского подполья и их родственников.

– В музее хранятся воспоминания сына Андрея Лептина (русский вариант китайской фамилии Лип-Ти), который возглавлял подполье, автобиографии и фотографии связных Миры Камкиной (по отцу Джанванфу) и ее сестры Ирины, довоенная фотография семьи Андрея Лептина, – поясняет хранитель фондов.

На Витебщину китайцы попадали разными путями. Большой поток мигрантов наблюдался во время Первой мировой войны, когда российская империя испытывала дефицит трудовых ресурсов. Жители Азии оседали в Беларуси, обзаводились семьями. В основном были заняты в сфере коммунальных услуг, сельском хозяйстве. В дореволюционной печати можно было встретить сообщения, что в Витебск прибыли китайские торговцы.

– Многие были неграмотными, не знали русского языка. Им сложно было адаптироваться. Среди тех, кто обрел на Витебщине свою вторую родину, был Александр Джанванфу (Джан Ван Фу). Он отличался организаторскими способностями, открыл для своих соотечественников школу ликвидации неграмотности, в 1928 году возглавил артель-колхоз в деревне Марковичи Витебского района, который стал довольно успешным хозяйством. В областном архиве есть информация о колхозе, – рассказывает Ольга Давидовская.

«Жили мы хорошо, пока не началась война. Мне было 13 лет. Папу увезли, сказали, что в обком партии, он был коммунистом, а мы с мамой уехали в деревню, где работал папа и где мы выросли», – пишет в своей автобиографии одна из юных участниц подполья Мира Камкина.

За разведданными в прачечную

В областном архиве хранится обращение представителей китайской диаспоры в горуправу, датированное 12 августа 1941 года, с просьбой открыть в Витебске прачечную. Она разместилась в подвале дома, который стоял в районе нынешнего ресторана «Северная столица».

В годы оккупации, с апреля 1942 года по сентябрь 1943-го, на базе прачечной действовала китайская подпольная группа, которую возглавлял Андрей Лептин. Немцы считали, что китайцы для них безопасны, и приносили белье в стирку. Подпольщики по количеству комплектов и сопроводительным документам узнавали, какие из немецких частей прибывают в город, какие убывают, род войск и численность военных. Полученную ценную информацию передавали по цепочке Вере Хоружей и офицеру советской военной разведки Павлу Крылатых.

«У нас была немецкая прописка в Витебске, и мы проходили патрули. На улице Ленина была прачечная, где работали одни китайцы. Это была явочная квартира. На мельнице в деревне Марковичи была партизанская группа, Павла Крылатых. Ему мы и передавали сведения. С самолета сброшена группа в ней была моя сестра Ирина Джанванфу. Ушла в партизаны и вторая сестра – Валя», – пишет в своих воспоминаниях Мира Камкина.

«Я была подростком, и ходить по городу мне было легче, – продолжает юная подпольщица. – Когда я несла тол, говорила, что мыло. Проходя немецкие патрули, плакала, просила: пан пусти, мама больная. Иногда бежала, когда немцев не было. Очень было страшно, но что-то подсказывало, что надо идти».

Весной 1943-го в Витебске начались облавы. Мира с матерью решили отправиться в деревню, думали, там их не тронут.

«Только мы вернулись в деревню, как тут же приехали полицейские и расстреляли маму у меня на глазах. Я сама выкопала яму и похоронила. Все боялись мне помогать, полицейские сказали: кто дотронется до тела, того ждет такая же участь», – пишет Мира.

Девушка вернулась в Витебск, квартиранты, которые заняли ее квартиру, сдали Миру гестапо. Затем она попала в концлагерь, а оттуда ее отправили в Германию. В начале марта 1945-го освободили.

Аресты и расстрелы 

Китайцы не только добывали важную информацию. Они незаметно с помощью химикатов портили одежду, которая вскоре становилась непригодной. Передавали партизанам бензин.

– Деятельность китайских подпольщиков была достаточно важной и активной, но в сентябре 1943-го немцы раскрыли группу, начались аресты, – отмечает ученый секретарь музея Валерий Шишанов.

Андрей Лептин и еще один член группы – Василий Чучалин (Чу Ча Лин) были расстреляны.

В послевоенные годы сотрудники музея стали по крупицам собирать информацию о представителях Поднебесной, сражавшихся на наших землях с оккупантами. В Калининградской области удалось отыскать сына руководителя подполья – Петра Лептина (на фото в центре), который прислал в Витебск свои воспоминания:

«Отец Лип-Ти (Лептин) Андрей Иванович по национальности китаец, член КПСС, участник гражданской войны. В Россию, по его разговорам, попал в 1905-м мальчиком, привез его российский офицер. В 1934-м был откомандирован с коммунистами и комсомольцами на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Работал в трудовой колонии НКВД в Витебске хозяйственником… В период Великой Отечественной войны проживали в Витебске на Успенке в коммунальном доме на 4-м этаже. Напротив был фашистский штаб. С отцом часто встречался Сафронов Петр, а также приходили, ночевали две девушки, с которыми отец уходил в сторону известкового завода – Рубы. После бомбежки мы перебрались во флигель на улице Володарской, где отец и был арестован в сентябре 1943 г.».

Петр Лептин указал витебские адреса своих родных сестры и брата, но, к сожалению, нет свидетельств, что кто-то с ними встречался и расспрашивал о событиях, связанных с подпольной деятельностью их отца. Известно, что после его расстрела жену и троих детей отправили в концлагерь «5-й полк». Им удалось выжить. На сегодняшний день никого уже нет.

Когда приезжала группа ОНТ, снимавшая фильм об участии представителей Китая в освобождении Беларуси, журналисты встречались в Витебске с внуками Андрея Лептина.

В последние годы интерес к этим мало изученным страницам истории Великой Отечественной войны значительно возрос. В областной краеведческий музей часто приходят китайские студенты и делегации из КНР и обязательно посещают экспозицию, где есть свидетельства о героизме их соотечественников. Приезжали и представители информационного агентства Синьхуа с целью рассказать у себя на родине о китайском подполье в Витебске.

Фото предоставлено областным краеведческим музеем


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ