В квартирах витебчан, ведущих асоциальный образ жизни и злоупотребляющих алкоголем, вместе с правоохранителями побывал корреспондент «Витебских вестей».
Так называемых притонов в области сегодня не так много, если сравнивать с началом 2000-х, а тем более с 1990-ми годами. Все потому, что у милиционеров есть эффективные рычаги, предусмотренные законом, для воздействия на граждан, в домах которых регулярно собираются многочисленные шумные компании.
— Для участковых инспекторов посещение неблагополучных квартир — дело привычное, — сказал заместитель начальника УОПП УВД облисполкома подполковник милиции Владимир Волога. — Хозяева обнаруживают пропажу ценных вещей после ухода собутыльников или набирают 102, когда гости пускают в ход кулаки, также на крики и громкую музыку за стеной жалуются соседи.
Правоохранители берут такие адреса на карандаш и ведут профилактическую работу с нарушителями порядка, регулярно их навещая. Благодаря этому снижается количество убийств и тяжких телесных повреждений, совершенных на бытовой почве и в состоянии опьянения. Доказали свою эффективность и такие методы, как изоляция хронических алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории, ограничение лиц в дееспособности, вынесение защитных предписаний в отношении семейных дебоширов и выдворение их из дома, установление превентивных надзоров.
К сожалению, даже принятие самых жестких мер не всегда помогает — некоторые принципиально не хотят трудоустраиваться и бросать пить.
Поэтому до сих пор остаются пользующиеся сомнительной репутацией жилища, двери которых всегда открыты для тех, кто приходит с бутылкой. Их наличие — головная боль для окружающих и рассадник преступности. Только за текущие полгода на почве семейно-бытовых конфликтов совершено пять убийств.
— Владельцы подобной жилплощади живут за счет случайных заработков и раскручивания других на деньги. Большинство из них четко знают грань между преступлением и правонарушением и не переходят ее, чтобы не угодить за решетку. Вместе с тем после любого застолья там может случиться все что угодно, в том числе поножовщина и драки, — сообщил Владимир Николаевич.
— К слову, притон — необязательно дурно пахнущее и захламленное жилище людей, ведущих асоциальный образ жизни. Юридически это место, которое хозяин предоставляет другим лицам для употребления спиртных напитков и наркотиков или осуществления других незаконных действий, к примеру, съемок порнографии, занятия проституцией. Это уголовно наказуемые деяния, если домовладелец получает от этого прибыль.
Но все же чаще неблагополучное жилье принадлежит запойным пьяницам и напоминает сарай, где порой нет ни окон, ни дверей.
В этом корреспондент «ВВ» убедился, побывав в рейде вместе с участковыми инспекторами Октябрьского РОВД Витебска лейтенантом милиции Денисом Ковалёвым и младшим лейтенантом милиции Ильей Азаровым. Они отвечают за правопорядок на улицах Лазо, Чапаева, Мира и в находящемся рядом частном секторе.
— Притонов больше всего в многоэтажках старой застройки. Молодые люди получают квартиры в наследство от родственников, собирают у себя многочисленные компании. Постепенно спиваются, теряют работу, а их дом превращается в свинарник, в котором пахнет соответствующе и грязь на каждом шагу, — отметил Илья Азаров.
В первой «хрущевке» уже на лестничной клетке стало понятно, о каких «ароматах» мне говорили офицеры. В видавшую виды дверь без ручки пришлось долго стучать, прежде чем нам открыли. В помещении чудовищная вонь, на полу разбросаны старая одежда, обувь и части бытовой техники. На столе в кухне грязная посуда, пустые бутылки и стаканы с непонятной жидкостью. В следующей квартире такая же ситуация, но внимание милиционеров привлекает подозрительный гость, лежащий на диване. Документов у мужчины не оказалось, но он утверждал, что зовут его Олег, он закадычный друг хозяина. И, судя по внешнему виду, любитель спиртного. Хозяевам обоих притонов участковые еще раз напомнили, что им лучше найти работу и прекратить гулянки, чтобы не попасть в ЛТП.
— Наша главная задача — профилактика. Большинство преступлений совершают те, кто ничем не занят и пьянствует, — сообщил Денис Ковалёв. — Приходится уделять этой категории граждан пристальное внимание. Максимального эффекта от работы можно добиться, лишь регулярно заходя в такие дома и применяя как к хозяевам, так и к гостям всевозможный административный ресурс.
Очередная дверь, в которую постучались, оказалась без замка. В одной из комнат, богато уставленной пустой тарой из-под вина, несколько мужчин курили и беседовали, в другой находилась собственница жилья — лежачий инвалид.
— Это мой сын с друзьями отдыхает. Меня они не трогают, я к ним тоже не лезу, — пояснила женщина. — Дочь второй день не появляется дома.
— Не обижают ли вас дети и их гости?
— Бывает, с сыном повздорим по-семейному. Но, уверяю, он не бил меня никогда.
Как позже объяснили правоохранители, мать — сама любительница выпить, дети бегают за бутылочкой для нее и сами злоупотребляют. Отпрыски иногда ссорятся и вызывают друг на друга милицию.
Еще в одной из девятиэтажек мы навестили одинокого пенсионера. Он оказался трезв, в комнатах чисто, и если бы не груды макулатуры, то и не скажешь, что у владельца жилища какие-то проблемы. Мужчина уверял людей в форме, что исправился, больше не приглашает собутыльников в гости. А вот его соседка, которую мы встретили по пути, пожаловалась, что пожилой человек вчера пил в шумной компании допоздна. На такой аргумент он не нашел что ответить.
Далее мы зашли к еще одной престарелой хозяйке. У нее ситуация сложнее, чем у названной выше матери-инвалида. Женщина не пьет, но живет вместе с двумя сыновьями, злоупотребляющими спиртными напитками.
— Как ваши парни? Пьют, компании приводят?
— По-прежнему не работают, дома редко бывают, тягаются по друзьям-собутыльникам. Но меня не обижают, слава Богу.
Когда вышли на улицу, Илья Азаров сообщил, что мужчины вскоре отправятся в лечебно-трудовой профилакторий. Мать, конечно, против, но ей от этого будет только безопаснее.
Усилия милиции и других госслужб, направленные на перевоспитание асоциальных личностей, приносят результаты. Однако чтобы процесс шел более эффективно, нельзя рассчитывать только на их усилия. Нужно самим не быть равнодушными, вовремя сообщать в органы о неблагополучных соседях. Не для того, чтобы наказать или отомстить им, а чтобы помочь избавиться от пагубной привычки, не дать опуститься на самое дно.
Фото Эдуарда КАРОЛЕВИЧА