Конец рабочего дня. Хорошо оборудованная велодорожка в одном из крупнейших витебских микрорайонов Витебска – Билево. Немало пешеходов, велосипедов, время от времени проезжают электросамокаты. Двигаясь по велодорожке вместе с начальником УГАИ УВД облисполкома, полковником милиции Михаилом Дядичкиным, не можем не замечать: многие участники дорожного движения даже не пытаются соблюдать правила. Почему так?
Как велосипедист со стажем прекрасно понимаю: Витебску, как и многим населенным пунктам Придвинья, нужна более развитая инфраструктура для двухколесного транспорта. Поскольку в Беларуси ПДД запрещают движение велосипедов и электросамокатов по проезжей части, на тротуарах они соседствуют с пешеходами. И без травм, к сожалению, не обходится. С другой стороны, по словам Михаила Дядичкина, степень опасности на тротуаре и на автомобильной дороге несоотносимы.
– С начала года 12 велосипедистов получили травмы на дорогах, к счастью, никто не погиб, – говорит он. – В то же время случаи наездов велосипедистов на пешеходов даже если и случаются, то единичны. Со временем улучшится инфраструктура – где-то появятся отдельные велодорожки, широкие тротуары будут разделять специальной разметкой. Конфликтов станет меньше.
…Длина велодорожки в Билево около пяти километров, и она, так сказать, трехполосная. Две полосы для двухколесного транспорта и одна – для пешеходов.
Едем и удивляемся! Такое ощущение, что разметка никому не указ – мамочки с колясками смело шагают по той части дорожки, где нарисованы велосипеды, а последние – наоборот.
– Почему не соблюдаете разметку? – спрашивает Михаил Дядичкин, останавливая велосипедиста, летящего по дорожке для пешеходов.
– А как мне тогда ехать? – вопросом на вопрос отвечает он. – Пешеходы нас не видят, идут, где хотят. Приходится объезжать, сбавлять скорость. Потом ведь все равно останешься виноват. Я уже и не сигналю – проще объехать.
– Ой, а мы и не заметили, что идем по велодорожке, – удивляются две женщины с колясками. – Дело в том, что пешеход и велосипедист нарисованы на велодорожке со слишком большими интервалами, вот и запутались. Вы бы лучше обратили внимание, какая здесь «безбарьерная» среда! Бордюры слишком высокие!
Но, оказывается, не все так просто. Вот мы подъезжаем к пересечению проезжей части с велодорожкой. Если нет светофора, но есть специальная разметка, правила не запрещают не спешиваться (но при этом необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге). Но в Витебске, например, пока таких участков совсем немного – в остальных случаях велосипедисты обязаны слезть с двухколесного транспорта.
– Если этого не делать, велика вероятность столкновения с автомобилем, – поясняет Михаил Дядичкин. – Обычно пешеходы спокойно проходят по «зебре», водители их пропускают, начинают движение, смотрят вперед. А в это время подлетает велосипедист или «самокатчик». Вот и авария.
Что ж, теперь понятно, почему кое-где достаточно высокие бордюры даже необходимы – они вынуждают велосипедистов если не спешиться, то хотя бы сбавить скорость. Но очевидно, что так должно быть далеко не везде.
При этом не все в Билево жалуются на плохую инфраструктуру. Например, мы встречаем на велодорожке Илью на инвалидной коляске, он справляется без помощников.
– С появлением велодорожки теперь сам добираюсь из дома на работу и назад, – говорит он. – Да и просто гуляю. Сделали хорошо! Больше бы в городе таких дорожек. А если и возникают трудности – прохожие помогают. Спасибо!
Тем временем мы покидаем Билево и выезжаем на Московский проспект, ближе к центру. В час пик, когда в хорошую погоду многие люди возвращаются с работы пешком, ехать по тротуару тот еще квест!
Ты вправо – там пешеход, ты влево – там велосипедист, а сзади еще и электросамокат может сигналить…
Останавливаемся на пешеходном переходе, ожидая зеленого света. Рядом – мама на велосипеде с ребенком в велокресле. Видно, ей тоже нелегко ехать в большом людском потоке.
– Что бы вы улучшили в велосипедной инфраструктуре Витебска? – интересуюсь.
– Мне кажется, дело не столько в этом, сколько во взаимном уважении, – говорит она. – Порой видят, что я еду с ребенком, сигналю, мол, отойдите немного, дайте проехать, так нет – назло идут навстречу. Сама объезжай или останавливайся. Вообще, конечно, лучший вариант – отдельные велодорожки, но я понимаю, что это очень дорого. Зато кто мешает взять белую краску и хотя бы временно разграничить широкие тротуары на участки для пешеходов и велосипедистов?
Кстати, этим вопросом задаюсь и я, проезжая по тротуарам улиц «Правды», Терешковой, Бровки, Кирова, проспектов Черняховского, Строителей, Фрунзе… Еще несколько лет назад в горисполкоме обещали создать рабочую группу, чтобы изучить вопрос о нанесении на тротуары специальной велосипедной разметки, но воз и ныне там. В свое время в ГАИ мне объясняли такую ситуацию малой емкостью витебских тротуаров, особенно в центре. Например, по техническим нормативам при совместной прокладке велосипедной полосы и тротуара их общая минимальная ширина должна быть 4,5 м. В Витебске немного улиц, особенно в центре, с такими широкими тротуарами. Но, с другой стороны, жизнь все равно диктует свое – велосипедистов становится больше, а в городе имеются тротуары, где хотя бы визуально можно разделить потоки. Конечно, это вряд ли решит проблему инфраструктуры, но однозначно уменьшит количество велоконфликтов. К слову, законодательство в отношениях между велосипедистами и пешеходами не столь определенно, как с автомобилистами (и это плохо!). То есть столкновение, например, на выделенной велосипедной полосе с пешеходом вовсе не гарантирует, что сломанный велосипед вам восстановит пешеход, забредший не туда. Здесь без судебных мытарств не обойтись.
Так что пока лучше полагаться на хорошие тормоза и собственную внимательность. А еще прислушаться к рекомендациям Михаила Дядичкина.
– Избегать конфликтов на тротуарах не так уж сложно, – уверен он. – Велосипедистам достаточно придерживаться трех простых правил: двигайтесь с умеренной скоростью, ближе к проезжей части, и используйте сигналы, причем лучше со спины сказать с улыбкой «Разрешите проехать», чем громко сигналить. Пешеходам стоит присматривать за детьми, не выгуливать на длинном поводке животных и не ходить по выделенным велосипедным полосам. Еще очень важный момент – наушники. И пешеходам, и велосипедистам при движении по тротуару стоит оставлять хотя бы одно ухо свободным, чтобы иметь возможность следить за ситуацией.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.