Единственное предприятие на Витебщине, которое занимается промышленным производством березового сока, находится на Оршанщине, в Ореховске, на родине первой в Беларуси электростанции.
Именно энергетики когда-то освоили новое для себя дело – переработку овощей, фруктов, изготовление напитков. Открытый в сельскохозяйственном филиале «Тепличный» консервный цех ежегодно выпускает около 60 тонн березового сока.
– Сегодня на линейке 14 видов березового сока – с вишней, клубникой, клюквой, яблоком, апельсином, шиповником, чабрецом и другими фруктами и травами. Все добавки только натуральные. В нашем продукте нет консервантов, красителей, долгое хранение обеспечивают сахар (в незначительных количествах) и лимонная кислота. А также четкое соблюдение технологии, – поясняет заместитель директора филиала Татьяна Яскевич.
На прошедшей недавно в Москве Международной выставке продуктов питания и напитков «Продэкспо» россияне высоко оценили качество, вкус и натуральность белорусского березового сока. «Тепличный» заключил договоры о поставках своей продукции в Москву и Санкт-Петербург. Так что наша марка получит и российскую прописку.
В Ореховске мы встретились с человеком, который никогда прежде не пробовал березовый сок. На его родине пьют в основном кокосовый. Так совпало, что в наш приезд в «Тепличный» команда «Беларусь 24» снимала передачу «Как это сделано», чтобы презентовать всему миру (а вещает канал через спутник во многих странах) белорусские бренды. Кстати, первый выпуск был о бобруйском зефире, второй – о минском часовом заводе, а третий – о березовом соке, произведенном на Оршанщине. Дегустировал его представитель Шри-Ланки – студент Витебского медицинского университета Имаш Перера.
– Очень вкусно! – восхитился Имаш, попробовавший березовый сок с различными добавками. – Больше всего понравился с апельсином.
Изначально в 1991 году в Ореховске выпускали только березовый с сахаром. В качестве первой добавки по инициативе тогдашнего руководителя Василия Коваленко стали применять тмин.
– У директора в кабинете всегда стояла банка сока с тмином, он всех угощал, говорил о пользе напитка для желудка. Сегодня мы тоже выпускаем с тмином. Этот сок на любителя, – поясняет Татьяна Яскевич и раскрывает секрет, что скоро появится и с ананасом.
А в следующем году планируют расширить ассортимент до 20 видов. Важная деталь: сок разливают только в экологичную стеклянную тару – трехлитровые банки и бутылки по 0,75 литра.
В сезон каждый день в цех поступает из разных лесничеств области до 10 тонн свежего сока. Доставляют его в пластиковых кубах и цистернах и отправляют в лабораторию. Здесь сырье проверяют на прозрачность и сухие вещества.
– По содержание сухих веществ определяют качество полезного напитка. Оно зависит от того, в каком месте заготавливают (в низине – больше воды). По этому показателю можно понять, разбавлен сок водой или нет, – рассказывает микробиолог Анастасия Стец.
Переработать поступившее сырье нужно в течение 24 часов. Поэтому в пик его сбора цех работает в две смены. Бывали случаи, что сок отправляли обратно в лесхоз: не получил добро здешнего ОТК – был мутным. А прошедший контроль шел на варку, которая длится 45 минут при температуре до 90 градусов. Затем его разливают в тару, закатывают крышками и на два часа помещают в автоклавы. Оттуда – на упаковку.
– Сами пьете березовый сок? – спрашиваю Татьяну Яскевич.
– Конечно. И сама закатываю. В этом году – 150 литров заготовила, с апельсином, лимоном, барбарисом, мятой и мелиссой, – отвечает собеседница.
В промышленных же масштабах производство березового сока планируют закончить на этой неделе. Потом перестроятся на выпуск других консервов. Татьяна Яскевич советует здешний томатный сок прямого отжима. Без воды – только томаты. А также приглашает приехать, когда начнется сезон шоковой заморозки овощей и ягод. Первой на линию поступит клубника.
Фото автора.