Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Общение в соцсетях: зло или новые возможности?

Прочла в интернете: «В современной жизни так: если нет смайликов в конце фраз — разговор серьезный». Вроде шутка, но в ней есть доля истины. Формат общения в последнее время основательно изменился, и в первую очередь потому, что разговоры при личной встрече все чаще заменяются беседами в социальных сетях. Молодежь считает такой процесс естественным. А вот взрослые нередко сетуют: дети разучились общаться.

Быстрее и проще

«Вечно сидят в компьютере, совсем не интересуются книгами, нормально поговорить друг с другом не могут», — такие высказывания в адрес подрастающего поколения нередки. Но насколько обоснованны подобные претензии? Действительно ли любовь к печатному слову уходит в прошлое? И влияет ли это на взаимоотношения?

Многие взрослые уверены: влияет, и еще как! Причем дело даже не в том, сколько читает ребенок, а в том, что это за тексты.

— Часто можно услышать, что современные дети стали меньше читать. Но что же подразумевают, когда так говорят? Меньше по объему или меньше по времени? — рассуждает Евгения, мама дочери-подростка. — Если разобраться, то, зависая в соцсетях, чисто технически ребенок все время читает. Статусы, твиты, комментарии, заметки... Он прогоняет через свое сознание даже больше текстов, чем его сверстник 20 лет назад, постоянно обновляя страницу в поисках новых комментариев. Если же говорить об объемах и содержании прочитанного, то здесь ситуация, безусловно, плачевная. Поколение экранной культуры не в состоянии усвоить длинный текст, если он не оформлен соответствующим образом. Бесконечные потоки букв без выделения и картинок подавляющее большинство интернет-пользователей просто не воспринимает. Не случайно некоторые порталы сейчас перед материалами указывают, сколько времени займет чтение данной статьи. Быстрее, еще быстрее... И так же меняется форма общения. Раньше говорили комплименты, теперь ставят лайки. Трудозатрат куда меньше. Поэтому в реальности, когда надо приложить усилия, подростки теряются. Это ж нужно в глаза смотреть, слова подбирать... Лучше пересечься в сети, обменяться парой картинок (благо еще есть люди, которые способны их придумать и нарисовать), послать в знак симпатии сердечко и спокойно лечь спать.

Действительно, ритуалы завоевания «дамы сердца» во всемирной паутине упрощаются донельзя. Вместо слов приветствия — смайлик, эмоции описываются не словами, а скобками и забавными рожицами, и цветы для любимой можно не покупать в магазине — достаточно прислать в сообщении красивое фото. Историю подобного «ухаживания» современного тинейджера привела в пример другая моя собеседница — Елена, у которой трое своих детей разного возраста, по-разному выстраивающих отношения с ровесниками:

— У племянника в соцсети статус: встречается с такой-то. Его мама однажды заметила: «Что-то ты, сын, с ней и не встречаешься вовсе. В кино своди девочку, в кафе». А парень совершенно искренне: «Зачем? Мы в нете все время на связи и много общаемся». Оно, может, поначалу так и лучше для родителей, спокойнее, но вдруг в итоге внуки никогда не появятся? Шучу, конечно, но задуматься есть над чем.

Несмотря на то, что претензии в адрес молодежи чаще звучат от взрослых, есть и подростки, которые критически оценивают своих сверстников.

— Я согласна с утверждением, что нынешняя молодежь, за редким исключением, утрачивает способность к общению, — говорит 15-летняя Янина. — Юное поколение перестало общаться вживую, все заменил интернет, оглупляя пользователей еще больше. Одна проблема вытекает из другой. Подростки перестали читать, от того их мысли слишком разрозненны, беспорядочны и хаотичны, или, что еще хуже, отсутствуют вовсе. Ребята часто не могут в разговоре связать двух слов, потому и переходят на общение в интернете, где хватает подобных собеседников. С ними проще найти общий, но такой же бедный и ограниченный язык. В реальной же жизни с этими людьми совершенно неинтересно общаться. Примеры такой социальной деградации я вижу почти каждый день, и это печально.

Самые активные читатели

Намного ли меньше стали читать люди? И почему? Помочь разобраться в данном вопросе я попросила заведующую библиотекой — филиалом №5 им. Л. Толстого ГУ «Централизованная библиотечная система г. Витебска» Елену Козину.

По словам Елены Андреевны, читателей у них постепенно становится меньше. Если в 2003 году их было более 3,5 тыс., то в 2016-м — 2 794. Снизилось за это время и количество книговыдач: соответственно с 76 096 до 51 220. Происходит это по разным причинам.

— В первую очередь потому, что стремительно развиваются технологии. Интернет и телевидение предлагают массу всего зрелищного. Кроме того, в городе проводится множество развлекательных мероприятий. Так что человеку есть чем заполнить свободное время помимо чтения, — считает Елена Козина. — Сказывается на уменьшении количества посетителей и еще один момент. Сейчас многие люди 30-40 лет перешли на электронные книги. У работающего человека не всегда есть лишняя минута сходить в библиотеку, а такая книга позволяет иметь под рукой ряд различных произведений, да и места меньше занимает.

А вот представители старшего поколения, как я и предполагала, остаются верными почитателями печатных изданий. Ведь сформированная когда-то привычка коротать свободное время с томиком любимого автора в руках никуда не исчезает с годами. Причем переходить на современные гаджеты такие поклонники литературы не спешат, поскольку возможность полистать книгу, ощутить в руке ее тяжесть, почувствовать запах не заменят никакие технические новинки.

Что касается детей, то самыми активными читателями, как это ни парадоксально, являются малыши, которые нередко и читать-то пока не научились.

— Когда мы ходим в детский сад, рассказываем там о книгах, такие встречи всегда проходят на ура, — отмечает Елена Андреевна. — Ребятам интересны сказки и познавательная литература. Издания сейчас красочные, красивые, они очень нравятся малышам. Бывает, когда вечером детвора идет с родителями домой, у нас под окнами крик стоит: «Давай пойдем в библиотеку!» То есть это не взрослые приводят к нам мальчишек и девчонок, а наоборот.  

К сожалению, с годами интерес к чтению начинает угасать. Школьники среднего и старшего звена заглядывают в книжный храм, как правило, за программной литературой, которая требуется для уроков. И то порой открывают томик лишь на той странице, где нужно выучить наизусть отрывок…

Глубже и дальше

На первый взгляд, картина безрадостная. Получается, дети все меньше читают, отвыкают напрягать мозг, понимать и анализировать полученную информацию, внятно выражать свои мысли. А когда не можешь объяснить, что думаешь и чувствуешь, то вряд ли включишься в полноценное общение.

Однако откуда же тогда берутся юные победители предметных олимпиад, 100-балльники на централизованном тестировании, талантливые молодые писатели? Значит, не все так плохо, есть и другая молодежь — коммуникабельная, читающая, мыслящая, которая, как вы понимаете, не согласна с приведенными выше доводами. «Мы не хуже, мы просто другие», — объясняют мамам и папам эти тинейджеры, растущие в иной среде, где активно происходит смена коммуникативных технологий.

— Подростки по-прежнему общаются. А много или мало — это зависит не от возраста, а от конкретного человека и его образа жизни, — утверждает 14-летний Илья. — Мы, то есть нынешнее поколение, тоже читаем книги, умеем разговаривать с друзьями и делаем это довольно часто.

Только формат общения у таких подростков значительно шире, а обмен сведениями происходит стремительно. Чтобы поговорить с другом, современному ребенку не обязательно назначать ему время встречи — приятели практически всегда на связи благодаря мобильным телефонам и интернету. Поэтому можно сразу обсудить прочитанную книгу или просмотренный фильм, поделиться цитатами. То есть дети не перестают беседовать — они лишь нередко делают это иным способом, чем мы в их годы. А по-другому — не значит хуже.

Так же считает мама двух сыновей Алёна (кстати, сама читающая и любящая живое общение):

— Читать печатные издания подростки стали меньше в силу наличия множества гаджетов, которых не было у нашего поколения. Но планшеты-компьютеры-телефоны — тоже огромный пласт определенной субкультуры. Как книги, так и интернет — это кладезь всевозможных данных, откуда каждый черпает для себя разные сведения исходя из личных и возрастных предпочтений. И в зависимости от того, что понимать под общением — умение вести светскую беседу или обмениваться информацией — сложно определить, кто находится в более выигрышном положении, мы или наши дети. Просто мы, читающие, мыслим эмоционально-образно: представили—пережили—передали. А ребята, получающие данные не из книг, — конкретно-прикладным образом: увидели—осознали—применили. Мы обмениваемся эмоциями, они — информацией.

Да, интернет меняет общение юного поколения. Но зато и дарит ребятам уникальные возможности, которых у нас не было. Сейчас любой подросток может, не выходя из дома, завести приятелей в другой части света, напрямую расспросить их о местных обычаях, достопримечательностях и даже попросить о помощи. Моя дочь, к примеру, таким образом нашла интересующую ее открытку: отыскала в соцсетях посткроссеров из Новой Зеландии и разослала им электронные письма с предложениями обмена. Два человека откликнулись, у одного нашлась нужная почтовая карточка. В итоге оба коллекционера остались довольны, вдобавок ребенок попрактиковался в написании текста на английском языке.

Каждый выбирает для себя

Как видим, проблема кроется не в интернете, а в том, как и для чего им пользуются. И научить детей делать это правильно, а заодно думать, стремиться узнавать новое, тренировать память должны, конечно, родители. Строить взаимоотношения с людьми, кстати, обязаны учить они же. Только для этого взрослому необходимо самому реже сидеть в соцсетях, а чаще разговаривать с ребенком, играть и читать вместе с ним книжки. А то ведь как бывает: мама с папой поставят перед чадом ноутбук, включат мультфильмы или «стрелялки» — и радуются, что отпрыск не шумит и внимания не требует.

Относительно же претензий в адрес молодежи и ее «неправильного» общения хорошо и, по-моему, очень верно высказался директор российской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский (цитата взята с сайта «Новой газеты»):

— Так это всегда было! Помню, как я принес со двора фразу, абсолютно не понятую, но очень притягательно блатную по манере, и решил поразить маму. Я спросил ее на кухне, когда она жарила котлеты: «Мама, а ты по фене ботаешь?» На что она ответила, не поворачиваясь: «А по помойкам лётаешь?» Она пару лет работала на стройке прорабом с уголовниками. Сеть такая была. «Двор» называлась. И такие же переживательные тексты звучали: «Как же нам детей от двора уберечь?» /…/ Ничего не меняет в человеке этот сетевой способ общения. Ничего. Я уверен.

Валентина ЛАРИНА. Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ