Сколько свадебных юбилеев отметили почти за 63 года совместной жизни Василий и Надежда Ляховские из деревни Заозерье Ушачского района? Был и ситцевый, жемчужный, и серебряный, и янтарный, и рубиновый, и лавандовый, и золотой, и бриллиантовый…
В доме Василия Филипповича и Надежды Григорьевны висят два свадебных фото с разницей в 50 лет. Одно сделано заезжим фотографом, когда супруги прожили уже лет пять и только справили деревянную свадьбу, второе – по заказу детей и внуков в память об изумрудном торжестве.
– Когда мы женились, фотоаппаратов ни у кого не было. Зато гуляли, как положено, всей деревней три дня. Платье мне пошили белое из марли, украсили искусственными цветами, которая соседка делала. Муж привел в дом своих родителей, а там – семеро по лавкам. Василий из многодетной семьи. Нам определили место на печке. И только недавно я вычитала, что молодоженам, чтобы лад был в семье, надо переспать на печке. Так и вышло – всю жизнь прожили душа в душу, – рассказывает Надежда Григорьевна.
В Заозерье она была завидной невестой. Пятеро сватались, а она всем отказывала. А вот Василий, родители которого жили через три дома, приглянулся. Он был на пару лет старше, работал в Ушачах, на выходные приезжал в родную деревню и приходил на танцы. Парень сразу положил глаз на красавицу Надю, проводил несколько раз домой и предложил стать его женой.
– Он мне понравился, а мама была против, мол, в деревне не живет, опозорит и уедет. А когда в назначенный вечер Василий пришел, не возражала. На следующий день его родители привели сватов, – вспоминает Надежда Ляховская.
Поначалу жили в тесноте да не в обиде. Теплый дом не землянка, в которой маленькой Наде пришлось зимовать в послевоенные годы. Деревню спалили фашисты. Она войну помнит плохо, маленькая была, а вот землянку – хорошо. Как воду выносили, которая просачивалась из-под земли, как тетя настил деревянный соорудила, печку зимой топили. Семья Василия тоже жила в землянке. Сейчас обе поросли травой. И только старожилы, которых можно по пальцам пересчитать, могут показать места послевоенного поселения.
Когда у Ляховских родилась вторая дочка, они переехали в собственный дом, который муж построил своими руками. А жена создавала уют. Вышила наволочки, простыни, связала кружевные скатерти. Дочки немного подросли, родились два мальчика. Василий трудился трактористом, комбайнером, потом заведовал мастерскими. Медаль получил. Надежда тоже работала в совхозе, и дома на ней было большое хозяйство – коровы, свиньи, огород. Утром просыпалась раньше всех – мужу, детям завтраки приготовить, а вечером ждала своего Василия, который частенько задерживался по делам.
– В молодости он ревнивый был. Но я и не думала смотреть на других. Замуж выходила на всю жизнь и ни разу не пожалела о своем выборе, – говорит Надежда Григорьевна.
Уйдя на пенсию, Василий Филиппович не стал сидеть без дела. Односельчане выбрали его старейшиной. На этом посту он отбыл около 20 лет. Решал все проблемы, с которыми к нему обращались. Ремонтировал колонки, обкашивал дорогу. А на праздники все собирались у Ляховских во дворе. Приезжали артисты из Дома культуры. Весело жили и дружно. Сегодня деревня уже другая. Оживает к лету, когда здесь поселяются дачники, пустеет к зиме, когда остаются только местные жители. А их с каждым годом меньше.
Дети Ляховских тоже покинули родительский дом, поначалу Надежда Григорьевна и Василий Филиппович помогали воспитывать внуков. А сейчас те подарили пятерых правнуков. Большая семья собирается вместе редко. Но супружеская пара не жалуется. Хотя обоим за восемьдесят, справляются сами. Держат кур, сажают огород. Дети, внуки помогают. И готовятся к железной свадьбе Надежды Григорьевны и Василия Филипповича. Она не за горами – через два с небольшим года. Знак грядущей годовщины – железо, которое символизирует крепкие отношения, доказанные долгими годами. На железную свадьбу и брак, и любовь железные.
– Я счастливая! – призналась на прощание наша героиня, а Василий Филиппович ласково посмотрел на свою Надежду, которая стала для него единственной любовью на всю жизнь. Его бриллиантовой суженой.