Если ребенок очень шумный, все время находится в движении, не умеет спокойно играть и концентрироваться на задании, легко отвлекается, постоянно вмешивается в чужие разговоры, не спешите списывать такое поведение на недостатки воспитания или характер. Возможно, причиной является СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Диагноз СДВГ является клиническим и ставится лишь после всестороннего медицинского, психолого-педагогического обследования. Проявляется данный вид расстройства уже в раннем детстве. Но даже если родители своевременно заметят особенности своего ребенка, обратятся к специалистам и получат официальное подтверждение, что у него синдром дефицита внимания и гиперактивности, остается вопрос – а что делать дальше? Как помочь сыну или дочери справляться с учебой, выстраивать отношения с ровесниками?
В этом материале мы не будем рассматривать медицинский аспект. Речь пойдет о тех моментах, на которые могут повлиять именно родители. За информацией мы обратились в Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения. Там накоплен большой опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, проводятся консультации для их законных представителей, оказывается коррекционно-педагогическая помощь ребятам с особенностями психофизического развития. Итак, что же советуют специалисты?
Прежде всего они просят родителей не забывать, что гиперактивность и невнимательность детей с СДВГ – проблема медицинского и нейропсихологического характера. Самостоятельно справиться с ней ребенок просто не может. Поэтому ситуацию нельзя изменить волевыми усилиями, авторитарными требованиями или нравоучениями. Любые наказания, замечания, окрики не улучшат поведение, а, наоборот, могут сделать его еще хуже.
В то же время нельзя игнорировать проблему. Иначе у ребенка будут нарастать трудности в обучении, не сложатся позитивные связи с другими людьми. Хотя дети с СДВГ отчаянно хотят завести друзей и понравиться группе, они часто не знают, как это правильно сделать. Не умеют начать и поддержать разговор, взаимодействовать со сверстником или взрослым. В семье нужно спокойно объяснять и на личном примере показывать, что важно, например, не только высказываться самому, но и слушать собеседника, спрашивать о желаниях и чувствах другого человека, вступать в диалог по очереди, говорить негромким голосом. Родители должны учить делиться, договариваться, разрешать конфликты по мере их возникновения, сохранять личное пространство.
Важно, чтобы мама, папа, другие члены семьи не акцентировали внимание на эмоциональных и поведенческих проявлениях ребенка, но вместе с тем беседовали о правилах поведения в обществе.
Рекомендации родителей:
- Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку.
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
- Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (в виде карточек, картинок и других визуальных подсказок).
- Уделяйте ребенку достаточно внимания.
- Не допускайте ссор между членами семьи в присутствии детей.
- Установите постоянный распорядок дня для всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности.
- Чаще показывайте, как лучше выполнить задание не отвлекаясь.
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания.
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных передач, пользования мобильным телефоном.
- Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
- По возможности избегайте больших скоплений людей. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером – желательно, чтобы он не был беспокойным и шумным.
- Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте возможность отдохнуть.
- Не прибегайте к физическому наказанию! Для гиперактивных детей целесообразно использовать переключение на другие, более спокойные действия или виды деятельности (чтение книг, настольные игры и др.).
- К слову, наиболее действенными для такого ребенка будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; так называемый прием «выключенного времени»; холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т. д. Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными.
- Чаще хвалите ребенка! Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и ограничений за нежелательное поведение. Можно использовать жетонную, знаковую или балльную систему.
- Составьте для сына или дочери список и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте перечень, предварительно обсудив это с ребенком.
- Давайте возможность расходовать избыточную энергию. Пойдет на пользу ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Старайтесь обходиться без дополнительных умственных нагрузок. В начальных классах не рекомендуется посещение большого количества кружков. Однако детям с СДВГ будут полезны занятия в спортивных секциях, особенно гимнастика и плавание.
- Родителям важно сотрудничать с педагогами (прежде всего педагогом-психологом), чтобы убедиться, что обстановка в коллективе сверстников сложилась максимально благоприятная, и чтобы вместе работать над эффективными подходами к управлению поведением учащегося с СДВГ, а также над обучением его социальным навыкам.
- Следует помнить о том, что гиперактивность, присущая и детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Иллюстрация из открытых источников.