Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Под какими масками скрываются секты и кто подвержен их влиянию

 «Мне сказали, что меня могут использовать существа более развитые в качестве топлива для своей деятельности, но я не хочу, поэтому перестал участвовать в занятиях и собраниях», – так объяснил правоохранителям причину своего ухода от приверженцев «Синтез Фа» житель Витебска. Некоторое время назад проповедники этого вероучения активно действовали в Беларуси, в том числе и нашей области, пытаясь вовлечь в свои ряды как можно больше людей. Даже собирались на территории Витебщины зарегистрировать общественное объединение «Экософия», в чем им было отказано из-за нарушений в уставных документах. Между тем Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко, проанализировав правоустанавливающие документы, дал ответ: в документах имеются признаки деятельности религиозного характера.

sek

Отсутствие регистрации координаторов вероучения, в роли которых выступали россияне, не остановило. Они продолжили привлекать доверчивых граждан идеями самосовершенствования и развития способностей, предлагали им психологическую помощь, панацею от всех недугов. При этом, как пояснили в правоохранительных органах, реально данная организация представляла собой обыкновенную финансовую пирамиду. Для начинающих в Витебске занятия проводились на бесплатной основе. Однако по мере «просвещения» новичка переводили на более высокую ступень.

Любой последователь должен был ежемесячно повышать свой уровень, посещая две дневные лекции (порядка 8 часов каждая), которые проводили россияне. Их стоимость составляла 1200 российских рублей. «Просветительский» курс включал 32 семинара. Несложно подсчитать, сколько координаторы имели бы с одного адепта, желающего достичь совершенства, если бы не прокуратура Витебской области, вынесшая официальное предупреждение о недопустимости нарушений требований законодательства об общественных объединениях и религиозных организациях. Двухгодичное лишение свободы, которое светило инициаторам семинаров, несколько поубавило их пыл в нашей области. Но это вовсе не означает, что они не гастролируют в других регионах с намерением вернуться через какое-то время.

Разрушение и обогащение

Примеров губительного влияния различных деструктивных сообществ (деструктивность – разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты, или вовнутрь, на самого себя), псевдорелигиозных учений огромное множество.

Fans

В Интернете можно найти немало рассказов бывших адептов, которые успели потерять все или почти все свое движимое и недвижимое имущество, прежде чем их глаза открылись на истинную природу того братства, в котором они состояли. Лишиться денег – не худший вариант развития событий. Существуют неокульты, членство в которых подтверждается кровавыми ритуалами, а за возможность прикоснуться к иллюзии требуют жизнь.

Вырваться из таких крепких объятий, практически невозможно. И вот почему: во многих странах мира существуют перечни религиозных организаций, чья деятельность априори носит деструктивный характер. В нашей же стране такого списка не существует. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное». Говоря простым языком: не пойман – не вор. А поймать «вора» в данном случае, по словам главного специалиста отдела по делам религий и национальностей облисполкома Сергея Фадеенкова, крайне сложно. Чтобы доказать факт того, что на человека было оказано психологическое воздействие путем вовлечения его в культовую практику, необходимо заявление самого пострадавшего. Но такое случается крайне редко. Бывших сектантов не так много, еще меньше тех, кто желает возвращаться в плен иллюзий, даже в своих воспоминаниях.

Правда, как отмечает Сергей Николаевич, в Беларуси, на территории которой в основном распространено христианство, делясь на различные направления, вновь образованные религии, так называемые неокульты, не очень-то приживаются. Другое дело, когда речь идет о поклонении Богу в этих культах, в роли которого выступает Иисус Христос, или о Деве Марии. Доверчивые граждане начинают путаться, считая эти культы традиционными христианскими. Этим и пользуются псевдохристианские организации, для которых главной задачей является привлечение как можно больше последователей своей религии для обогащения. В принципе, сейчас любая вновь образованная религия – очень  хорошее предприятие по зарабатыванию денег.

Три периода

Несколько успокаивает то, что неокульты, как утверждают специалисты, активизируются в определенные периоды. Так, в Беларуси за последние 25 лет всплески их интенсивной деятельности отмечались трижды. Первое нашествие было зафиксировано в 1990-1991 годах, когда мы похоронили СССР, а вместе с ним и социалистическую идеологию, ничего не получив взамен. Традиционные конфессии, которые семь десятилетий были в загоне, не смогли быстро развернуться, и под лозунгами свободомыслия и свободы вероисповедания в республике стали появляться всевозможные культы из Германии, Швеции и США. К счастью, белорусы не проявили интереса к иноземным вероучениям, поэтому псевдорелигии, перемахнув через нас, пошли в Украину и Россию.

photo 11771

Следующая фаза активности различных вероучений и религиозных сообществ наблюдалась в 1999-2001 годы. Новый век, новое тысячелетие обусловили распространение эзотерических культов. Причем  если в предыдущий раз среди адептов были и рабочие, и интеллигенты, то переход в новую эпоху затронул людей высокоинтеллектуальных, образованных, педагогов из школ, ссузов и вузов. В этот же период развиваются интернет-религии, представители которых ищут своих жертв в социальных сетях.

Деятельность таких групп имела серьезные последствия, – говорит Сергей Фадеенков. – Граждане, попавшие под влияния этих культов, теряли крупные суммы. Адептам надо было платить за получение видеоуроков, онлайн-курсы. Виртуальные псевдоучения собирали в основном молодежную аудиторию, которой что-либо внушить гораздо проще, чем людям с устоявшейся психикой и сложившимся мировоззрением.  Был даже случай, когда старшеклассник одной из витебских школ ушел из дома, чтобы встретиться с «братьями», и нашли подростка только в России. К счастью, история закончилась благополучно.

Третий всплеск – 2011-2012 годы. Очередной конец света, назначенный на 21 декабря 2012-го, как никогда взбудоражил общество. Это был психоз планетарного масштаба. И здесь группы, проповедующие о том, как следует жить в новом мире, поимели определенные бонусы и деньги.

Сейчас активность неокультов резко спала. Но появление псевдорелигиозных групп фиксировалось и в прошлом, и в нынешнем году. Правоохранительные органы проводят определенную работу, чтобы их деятельность пресечь.

Война за души

Государство стоит на защите законных прав и интересов граждан, – продолжает Сергей Николаевич. – Организации, носящие деструктивный характер, преследуют свои интересы, которые очень часто с интересами государства не совпадают. Для них люди – это просто масса, являющаяся либо бесплатной рабочей силой, либо источником дохода. В любом случае воздействие таких культов на человека, его психику, пребывание в тоталитарных сообществах является пагубным как для самого пострадавшего, близких ему людей, так и для государства, которое вынуждено тратить немалые средства на реабилитацию бывших адептов. Это настоящая борьба за души людей. А, как известно, на войне все средства хороши, и чем больше воюют стороны, тем более изощренное оружие они используют.

Так, некоторые религиозные организации, носящие деструктивный характер, стали практиковать деятельность через общественные объединения, так называемые фронтовые организации. Они, занимаясь общественной работой, являлись проводниками доктрины того или иного религиозного культа. Впервые мы столкнулись с таким явлением в 2002 году, когда церковь Муна, запрещенная во многих странах, внедрилась в студенческую среду, вовлекая в свои сети молодежь. В Витебске эта религиозная организация даже оставила кровавый след: скончался учащийся одного из колледжей.

Support

Однако как бы ни маскировались деструктивные культы, алгоритм воздействия на человека у них один и тот же. Вовлечь, получить выгоду, через одного адепта привлечь других, а затем красиво избавиться.  Причем этот механизм по перерабатыванию человеческих душ требует определенной скорости. От привлечения до расставания проходит в среднем от 5 месяцев до 1,5 года, больше люди не нужны, только те, которые достигают более высоких ступеней развития и занимают определенные ниши в их иерархии. Поэтому группы верующих в неокультах довольно подвижны: машина работает как каток, сегодня откатала одних, завтра других. В результате адепты ничего вразумительного про свое вероучение сказать не могут, кроме заученных фраз, так называемый эффект заезженной пластинки. Неудивительно, что в некоторых сообществах имеются специальные справочники, где подробно изложено, как следует реагировать на те или иные вопросы и реплики людей.

Говорить о том, что эти организации появляются ниоткуда и исчезают в никуда, нельзя, – отмечает Сергей Фадеенков. – У большинства из них есть свои центры, через которые они действуют, подобно паутине, расползаясь по миру и собирая дань, чтобы часть выручки отдать боссам.

Война добра и зла, света и тьмы идет уже не одно тысячелетие, и поле этой битвы – наши души. И от того, насколько эффективно мы сможем противостоять напору разных культов, зависит благополучие как отдельных людей, так и целого государства, планеты.

В группе риска

По словам заведующего медико-психологическим отделением областного центра психиатрии и наркологии, главного внештатного медицинского психолога Витебской области Николая Якушкина, пребывание в сообществах, носящих деструктивный характер, – один из видов нехимической зависимости, к которым относятся игровая, компьютерная, социальная и пр. Почему люди становятся зависимыми? Во-первых, хотят снять тревогу, а во-вторых, получить удовольствие. Такие псевдорелигиозные организации предоставляют людям определенную поддержку, в результате чего снимается тревога, связанная с выбором пути, одиночеством и принятием важных решений. А удовольствие адепты получают от участия в собраниях, семинарах, ритуалах.

Но есть люди одержимые. Они уверены, что имеют уникальные способности, которые не могут реализовать в обычной социальной среде, где их не понимают. Поэтому они выбирают сообщества, где есть некие тайные знания, где их могут оценить по достоинству, а они в свою очередь раскроют свой потенциал сверхчеловека. В данном случае с помощью таких сект идет реализация идеи исключительности.

К группе риска также относятся люди тревожно-мнительные, имеющие нарушения мышления, склонные к ритуалам, приметам. Мир они видят в символическом ключе, а «братья по вере» как раз и дают символы, возможность этим процессом управлять. 

Хочешь получить новые знания, приходи к нам, – раскрывает механизм завлечения людей Николай Владимирович. – Хочешь обрести «братьев по разуму», приходи к нам. Целевая пропаганда выбирает людей, которые не имеют крепких социальных отношений, инфантильных или считающих себя особенными. Они не могут найти достойного места в социуме, выпадают из него, и их тут же подбирают, предлагая уникальные знания, защиту, решение всех проблем.

Всемирные религии с точки зрения психики экологичны. Попадая в религиозную среду традиционных конфессий, человек начинает служить, развиваться как личность, совершенствуется, проходит некий духовный путь раскрытия индивидуальных особенностей – это нормально. Он находит свое место в обществе. Ему помогает священнослужитель, который является старшим товарищем, но не кумиром.

Тоталитарные секты воздействуют совершенно иным образом. Они формируют красивую цель, например, духовного совершенствования, познания себя и пр. Далее человеку дают понять, что он в состоянии ее достичь. А для этого необходимо развивать определенные способности, читать специальную литературу, встречаться с «братьями», разговаривать и т.д. И только среди себе подобных можно добиться успеха. В обычной жизни, которая суетна и бестолкова, ничего не получится.

Секта – это изоляция, полное подчинение воле лидера и самое главное – непримиримость к окружению. Поэтому если вы заметили, что близкий человек, не имея химической зависимости (наркотики, алкоголь и пр.), начинает резко меняться, в обычном окружении чувствует себя некомфортно, неадекватно, часто куда-то отлучается, есть вероятность, что он куда-то ходит. И тут важно понять, где он пропадает и насколько эта организация легальна. Если он попал в псевдорелигиозное сообщество, необходимо постараться сделать так, чтобы он перестал встречаться с другими членами. Когда человек физически отстраняется от воздействия, когда нет психологической обработки, закрепления «уроков», ритуалов, и он живет в другом режиме, вера начинает слабеть.

Пребывая в иной среде, бывший адепт начинает смотреть на ситуацию не только с точки зрения той идеологии, которую ему внушали, но и с другой стороны: есть люди, у которых нет «братьев по вере», но они счастливы, нашли себя в обществе и т.д. Возникает внутренний конфликт, благодаря которому происходят переоценка и личностные изменения. Отвыкание от этой зависимости, как от любой другой, длится в течение года. Все это время надо быть рядом. А лучше рядом быть всегда. Ведь в секту уходят потому, что в семье нет общности, поддержки, взаимопонимания, человек не может реализовать личностные амбиции. У него в душе пустота. Свято место, как известно, пусто не бывает. Когда же в душе царят любовь, мир, гармония, спокойствие, тогда там нет места для иллюзий, там кипит жизнь.

 Справка «ВВ»

По данным Центра им. преп. Иосифа Волоцкого при Минской Епархии Белорусского Экзархата, в Беларуси на 1 января 2016 года документально зафиксирована деятельность 1006 сектантских сообществ всех форм структуры и организации, из которых только 13 зарегистрированы в нашей республике в установленном порядке в качестве религиозных организаций. Остальные действуют под прикрытием общественных объединений, индивидуальных предпринимателей, с иными формами регистрации своей деятельности или без таковой.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ