Для Светланы Левченко День железнодорожника — семейный праздник. Дома соберутся за столом родные, которые выбрали в качестве жизненного пути стальную магистраль. Есть и еще один повод встретиться в кругу близких людей — в преддверии профессионального дня Светлана Левченко награждена знаком «Почетный железнодорожник», который ей вручили на торжестве в Минске.
- Моим старшим брату и сестре мама выбрала стезю, сказала: «Поступайте в железнодорожный техникум». А я уже пошла по их стопам. Окончила учебное заведение, вышла замуж и приехала по распределению в Витебское отделение Белорусской железной дороги, – рассказывает Светлана Левченко.
Поселили молодую семью в доме возле железной дороги. Засыпали и просыпались под стук колес. Рассказывает, поначалу непривычно было: когда поезд проходил, посуда на столе дребезжала. Потом привыкли. Сегодня звуки проходящего поезда сопровождают их дачную жизнь. Но это нисколько не мешает отдыху за городом, наоборот, радует сердце, которое, кажется, бьется в такт стальной магистрали.
Начинала работать Светлана Левченко оператором при дежурном по станции Витебск. Последние 15 лет – дежурный по отделению железной дороги. А общий ее стаж работы в БЖД приближается к 40 годам.
Накануне Дня железнодорожника два представителя Витебского отделения БЖД удостоены звания «Почетный железнодорожник» — Светлана Левченко и машинист тепловоза локомотивного депо Полоцк Валерий Емельянов.
Дежурный по отделению координирует местную работу по перемещению составов, планирует и обеспечивает развоз груза местными поездами и работу задействованных локомотивов, обеспечение порожними вагонами пунктов погрузки. В некоторых случаях приходится организовывать оперативное устранение последствий стихийных бедствий, крушений, аварий, брака. То есть обязанностей у Светланы Левченко немало, и ответственность большая.
– Работа дежурного по отделению непредсказуемая, не знаешь каждый раз, с чем придется столкнуться. Приходится решать разные вопросы, самый простой – перегорела лампа на светофоре. Порой люди звонят, говорят, переезд долго закрыт. Выясняю, почему, – поясняет Светлана Левченко. – За последние годы на железной дороге произошли большие перемены, качество устройств стало лучше, меньше неисправностей, повысилась надежность.
Вспоминает Светлана Левченко, как принимала участие в выездных совещаниях, которые устраивались в разных отделениях Белорусской железной дороги. Витебчане ездили в Брест, Могилев, Минск, Барановичи, другие города.
– Нам выделяли специальный вагон, и мы знакомились с работой коллег. Были очень запоминающиеся встречи с экскурсиями, представлениями, концертами. Я люблю хорошие компании, особенно когда собираются люди одной профессии, – делится Светлана Евгеньевна.
Ее родная сестра по распределению попала на Урал, потом вернулась в Беларусь и работала дежурной по вокзалу. Сейчас на заслуженном отдыхе. Брат сначала трудился на железной дороге в Орше, потом в Витебске, в нашем представительстве БЖД в Литве. Дети нашей героини тоже выбрали профессию железнодорожников.
– Они с детства интересовались моей работой, гордились, что мама трудится на железной дороге, так что их выбор был определен. Сын и дочь окончили техникум, потом Белорусский государственный университет транспорта. Юлия работает в Витебске, а Денис в Минске. Сейчас внучка подала документы в Оршанский колледж – филиал БелГУТа, – рассказывает Светлана Евгеньевна и добавляет, что очень любит свою профессию, и это передалось по наследству детям и внучке.
Фото Александры Ходюковой.