В нынешнем году в сфере негосударственной медицины появились нововведения, которые изменят условия ее деятельности. В том числе с 1 марта изменились правила лицензирования, теперь в платной медицине можно будет работать только медикам первой и высшей квалификационных категорий. При этом лицензирование государственных поликлиник, больниц, РНПЦ отменяется, а для частников становится бессрочным.
По информации Минздрава, в Беларуси выдано около трех тысяч лицензий на медицинскую деятельность. После изменений их останется не более двух тысяч, так как госструктурам они не понадобятся. В министерстве утверждают, что правила лицензирования частных медцентров были изменены после многочисленных проверок и мониторингов.
Анализ показал низкую ответственность специалистов за качество своей работы. Новые правила, по идее, должны улучшить сложившуюся ситуацию. При этом в Министерстве здравоохранения отмечают, что о новых условиях лицензирования частники знали заранее и должны были своевременно позаботиться о своих кадрах. Впрочем, у работников (включая младший медицинский персонал) еще есть время до 1 июня получить первую либо высшую квалификационную категорию. После этого трудиться без них в частных медструктурах будет нельзя.
Закроется дорога к частникам и молодым специалистам. Дело в том, что из университета либо училища медработники выпускаются без категории и получают ее минимум через два года. Еще через три года — первую категорию. Также не стоит забывать об обязательном распределении и интернатуре, которую можно пройти только в госучреждении.
С другой стороны, теперь пациенты, заплатив деньги в негосударственной клинике, будут уверены, что попадут на прием к опытному врачу.
— Из 25 человек, которые трудятся у нас, придется уволить одного—двух врачей и двух—трех медсестер, — прокомментировал ситуацию директор витебского медцентра «ТиАмо», специализирующегося на косметологии, массаже и стоматологии Константин Краузе. — Мы, конечно, найдем им замену, пригласив более квалифицированных специалистов из госструктур. Это нормальная практика — большинство медработников, работающих в частных медучреждениях — совместители.
— Стоматологи частных и государственных клиник занимаются одним делом, но вот условия для их работы получаются разные, — говорит учредитель оршанской стоматологической клиники «Бел—Румено», где трудится 15 медработников, Олег Дударев. — Ведь платные услуги есть и в государственных медучреждениях, но оказывать их могут специалисты без категорий, а у нас — только с первой и высшей. Почему? В любом случае увольнять никого не будем — всех успеем переучить.
В целом в негосударственных медцентрах области, с которыми мне удалось связаться, новые правила лицензирования воспринимают спокойно, однако без особого энтузиазма. Но массовых увольнений не будет. В большинстве организаций заранее позаботились о переподготовке кадров. Места могут лишиться скорее не врачи, а средний медицинский персонал, работающий в небольших стоматологических кабинетах или лабораториях.
— Никакого ажиотажа в частных медучреждениях области нет, — подчеркивает и начальник управления здравоохранения облисполкома Юрий Деркач. — Вопрос скорее не в категориях, а профессионализме медиков и их высокой ответственности за здоровье людей. Негосударственную медицину мы всегда воспринимали как партнеров, которые дополняют возможности государственных структур, а в конечном итоге — предоставляют выбор пациентам, разгружают госучреждения. Но государство должно быть уверено, что качество услуг в таких медучреждениях высочайшее.
И раньше для получения лицензий на медицинскую деятельность требовалась высокая квалификации врачей, но это не всегда гарантировало, что пациентов принимали именно они. Теперь так не получится. Чтобы облегчить процесс повышения квалификации сотрудников частных структур, объявлены дополнительные наборы на курсы повышения квалификации в БелМАПО и ВГМУ. Но в любом случае медики, не успевшие получить категории, без работы не останутся. С трудоустройством поможем.
Впрочем, частную медицину даже условно трудно назвать конкурентом госучреждениям. На Витебщине порядка 140 негосударственных компаний, оказывающих врачебные услуги, и в общем объеме медпомощи области они занимают сотую долю процента. Трудится там не более нескольких сотен человек, большинство из них совместители. В то же время, по словам Юрия Деркача, любой житель Витебщины сегодня имеет доступ ко всем уровням медпомощи — от ФАПа до региональной клиники или РНПЦ. Причем 98% из всех возможных медицинских услуг оказываются непосредственно в северном регионе, в том числе по таким сложным направлениям, как кардиохирургия, трансплантация, онкология. Также в полном объеме выполняются все социальные стандарты, касающиеся здравоохранения.
— Частная медицина должна дополнять государственную, — считает Юрий Деркач. — Прежде всего, в сфере медицинских услуг, которые превышают государственные социальные стандарты. Например, в стоматологии, офтальмологии. Но, к сожалению, так выходит не всегда. Частники берут наиболее прибыльные направления, не выполняя огромную социальную нагрузку, которая лежит на госучреждениях.
Каков же профессиональный уровень медработников госучреждений? Достаточно высокий. Например, в поликлиниках областного центра трудится более 70% врачей с категориями, 46,3% из них — с первой и высшей. Что касается среднего медперсонала, то их профессиональный уровень еще выше — почти 82% имеют категории, 63,2% — первую и высшую.
— Сравнивать частную и государственную медицину не очень корректно, — подчеркивает Юрий Деркач, — Главная цель и обязанность госучреждений — лечение и сохранение здоровья граждан. В частных структурах тоже помогают людям, но все равно в первую очередь это коммерческий проект. Логично, что теперь получать лицензию на тот вид деятельности, который является обязательным и основным для госучреждений не надо. Это избавит их руководителей от лишних бумаг. Но следует понимать, что государственная медицина — это не один или два человека, а работающая по четким правилам система, где есть множество уровней контроля. Общую ответственность за жизнь и здоровье пациентов всегда несут высококлассные и наиболее опытные медики.