Орша — город, вышедший на новый уровень развития благодаря своему транспортному сообщению. В ноябре исполняется 150 лет со дня образования Оршанского железнодорожного узла.
Начало пути
Во второй половине ХIХ века Министерством путей сообщения Российской империи было организовано масштабное строительство новых железнодорожных линий, связывающих центральные районы России с западными губерниями и портами Балтийского моря. По своему значению и протяженности выделялся проект по сооружению Московско-Брестской магистрали.
16 ноября по старому стилю (28 ноября по новому) 1871 года в Орше открыли железнодорожную линию Смоленск – Минск, что привело к появлению станции Орша и соответствующей железнодорожной инфраструктуры. В этот день было сдано в эксплуатацию и паровозное депо на станции Орша.
В настоящее время Орша — крупнейший железнодорожный узел Беларуси, расположенный на пересечении двух международных транспортных коридоров – II (Российская Федерация – страны Западной Европы) и IX (Украина – страны Балтии). Узел состоит из станции Орша и других структурных подразделений Белорусской железной дороги, в том числе из отмечающих вместе со станцией 150-летний юбилей локомотивного депо Орша имени К. С. Заслонова и Оршанской дистанции сигнализации и связи.
В ногу со временем
Станция Орша состоит из четырех станций (сортировочных станций Орша-Центральная и Орша-Западная, грузовой – Орша-Восточная и промежуточной – Орша-Северная), а также железнодорожного вокзала.
Сегодня станция Орша – это высокотехнологичное предприятие, оснащенное современным оборудованием и обеспечивающее безопасность движения, оказывающее на высоком профессиональном уровне услуги по грузовым и пассажирским перевозкам.
По итогам работы за первое полугодие текущего года решением Белорусской железной дороги и объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей коллективу станции Орша присуждено первое место в отраслевом соревновании.
С целью увеличения пропускной способности в Оршанском железнодорожном узле реализован проект «Удлинение приемоотправочных путей парка «Е». В результате появилась возможность использовать пути парка «Е» станции Орша-Центральная для обработки не только грузовых поездов, следующих на Московскую железную дорогу, но и значительного числа грузовых поездов обратного направления, следующих через станцию без изменения массы поезда либо длины. Это значительно расширило возможности белорусской железнодорожной магистрали по перевозке транзитных грузов, увеличило ее пропускную способность, снизило эксплуатационные расходы и задействованный парк локомотивов.
Для автоматизации процесса учета вагонов внедрена автоматизированная система контроля инвентарных номеров вагонов АСКИН, что позволяет значительно повысить уровень охраны труда и безопасности движения, исключить человеческий фактор в идентификации подвижного состава.
Внедренное на станции Орша в начале текущего года рационализаторское предложение по изменению технологии работы пункта передачи вагонов позволило значительно сократить простой контейнерных поездов международного сообщения, принимаемых от Московской железной дороги, на станции Орша-Восточная и Орша-Западная, за счет чего Белорусская железная дорога получила экономию эксплуатационных расходов около 700 тысяч рублей в год.
Один из важнейших производственных участков любой железнодорожной станции – станционный технологический центр, осуществляющий обработку документов на поезда и вагоны, прием и передачу информации на прибывающие и отправляющиеся поезда, вагоны и грузы, ведет контроль за своевременным отправлением вагонов со станции смена операторов.
История вокзала
Железнодорожный вокзал станции Орша является одним из самых крупных на Белорусской железной дороге и обслуживает большой местный и транзитный пассажиропоток. Ежесуточно с оршанского вокзала отправляется 4,5 тыс. пассажиров (в летний период – до 6 тыс.).
Для огромного числа пассажиров вокзал является, с одной стороны, своеобразными «восточными воротами» в республику, с другой – визитной карточкой Белорусской железной дороги.
Железнодорожный вокзал станции Орша стал достопримечательностью города по нескольким причинам. Самой очевидной является тот факт, что первое деревянное здание оршанского железнодорожного вокзала было построено в ноябре 1871 года с введением в эксплуатацию Московско-Брестской железной дороги. В 1912 году вместо деревянного по проекту архитектора Ивана Струкова было построено двухэтажное здание из бетона, сочетавшее в себе элементы модерна и неороманского стиля. Частично они сохранились и сегодня.
Второй причиной популярности принято считать его военную судьбу. В 1941 году оршанский железнодорожный транспортный узел стал местом группировки сил противника. Чтобы не допустить продвижения немецких войск по Московскому направлению, было принято стратегическое решение об уничтожении железной дороги. Именно в Орше впервые в истории войны было использовано реактивное оружие БМ-13 (или «катюша», как называли его советские солдаты). За 8 секунд огонь охватил весь вражеский лагерь. Были разрушены пути, пострадало здание вокзала, но противника на данной территории удалось разбить.
После войны вокзал несколько раз восстанавливался. Первая серьезная перестройка была произведена в конце 1947 года. Именно тогда значительно изменилось внешнее художественное оформление восточной стороны. Вторая крупная реконструкция производилась в 2004 году. Новшества коснулись не только архитектурного облика строения, но и благоустройства перронов, платформ, залов ожидания.
Рядом со станцией гости города могут увидеть два памятника. Монумент одному из организаторов и руководителей партийного подполья и партизанского движения в Витебской области Герою Советского Союза Константину Заслонову возвышается неподалеку от железнодорожного въезда в город. Из окна поезда рядом со зданием вокзала также можно заметить установленный на пьедестале легендарный советский паровоз П-36, который, кстати, внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Руководство станции и вокзала постоянно работает над автоматизацией производственных процессов. Для улучшения комфорта обслуживания пассажиров на вокзале имеется бесплатный Wi-Fi, есть места для зарядки мобильных устройств, установлены информационно-справочный терминал и терминалы самообслуживания. В здании вокзала обустроены комнаты отдыха, зал повышенного комфорта «Клуб СВ», напоминающий современные пассажирские вагоны, в котором имеются детский уголок, конференц-зал, организован сервис-центр, есть полки с книгами для буккроссинга. На территории вокзала находятся камеры хранения, банкоматы, инфокиоски, аптека, ресторан, буфеты, банковские отделения и медпункт.
Украшением вокзала являются три репродукции русских художников: «В. И. Ленин провозглашает советскую власть» (В. Серов, 1947 г.), «Сосны, освещенные солнцем» (И. Шишкин, 1886 г.), «Дорога в зимнем лесу» (Ю. Клевер, первая половина ХХ века).
К юбилею железнодорожного узла на оршанском вокзале недавно появилась интересная инсталляция в виде верстового столба с указателями расстояний до Москвы и Бреста и закрепленным на нем колоколом. Установлены два пилларса, где можно ознакомиться с историей развития БЖД. Размещены фотокартины оршанского вокзала разных лет.
Вокзал станции Орша признан победителем республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов по итогам работы за 2020 год среди вокзалов первого класса.
Локомотивное депо Орша имени К.С. Заслонова
Это одно из крупнейших обособленных структурных подразделений, входящих в состав Минского отделения Белорусской железной дороги. Руководит им Василий Шульга.
На всех участках депо кипит работа. Цеха капитального и текущего ремонта, а также технического обслуживания тепловозов и дизель-поездов модернизированы и оснащены современным оборудованием. Качественно выполняют плановые виды технического обслуживания и ремонта тепловозов настоящие профессионалы своего дела. Каждый цех предназначен для той или иной операции.
Введенное в эксплуатацию отделение по нанесению покрытия ВАП-2 в цехе КР, ТР-3 тепловозов позволило освоить технологию нанесения специального антифрикционного покрытия для подшипников и поршней на детали подвижного состава, ранее осуществляемого только на предприятиях России.
Введенный механический участок с гальваническим отделением и цех ТО-3, ТР-1 тепловозов с электромашинным участком дали необходимый толчок к освоению в депо технологий капитального ремонта электрических машин и тяговых двигателей тепловозов, хромированию деталей подвижного состава, с целью увеличения их износостойкости, увеличению номенклатуры изготовляемых в депо деталей.
В депо построена новая котельная на природном газе, что позволило снизить затраты на отопление и улучшить экологическую обстановку.
Секрет успешной работы прост: четко и неукоснительно следовать инструкциям и правилам, помнить о трудовой и технологической дисциплине.
Обеспечивая безопасность
Оршанская дистанция сигнализации и связи расположена на пересечении важнейших железнодорожных направлений Москва – Орша – Брест, Могилев – Орша – Витебск и является составляющим звеном Оршанского железнодорожного узла.
По словам начальника Оршанской дистанции сигнализации и связи Михаила Савостенка, главная функция предприятия – обеспечение надежного действия устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, что является одним из главных факторов в обеспечении безопасности движения поездов.
Если век назад основным средством сообщения была телеграфная связь и на участках все станции были связаны аппаратами Морзе, то сегодня очередным этапом развития дистанции стало внедрение современной цифровой АТС, которая отличается высокой надежностью и нагрузочной способностью. После замены оборудования железнодорожная телефонная связь стала более надежной.
В 2004 году на одной из первых дистанций сигнализации и связи БЖД была произведена работа по укладке волоконно-оптической линии связи и монтажу цифрового оборудования, что позволило улучшить качество каналов связи и увеличить скорость передачи информации.
В 2009-м Оршанская дистанция сигнализации и связи одной из первых на БЖД в полном объеме внедрила систему диспетчерской централизации «Нёман». А в 2016 году применена система ее кодового управления по ст. Орша-Центральная. Внедрение системы «Нёман» дало возможность выявлять предотказные состояния устройств автоматики и телемеханики за счет их контроля и мониторинга, что повлияло в свою очередь на уменьшение количества отказов устройств. Система кодового управления ДЦ «Нёман» повысила надежность работы и функциональность устройств железнодорожной автоматики и телемеханики по сравнению с предыдущей системой кодового управления СКЦ «Минск».
В 2011 году проведена опытная эксплуатация, и впервые на Белорусской железной дороге внедрена информационно-измерительная система «Березина», что позволило дистанционно, без участия человека, контролировать технические параметры устройств автоматики и телемеханики по ст. Хлусово.
В планах дистанции – внедрение малообслуживаемых устройств сигнализации, централизации и блокировки, микропроцессорных систем автоматики и телемеханики, светодиодной светофорной сигнализации, систем технического диагностирования и удаленного мониторинга устройств и систем автоматики и телемеханики и связи.
Юбилей предприятий Оршанского железнодорожного узла – праздник ответственных, болеющих за свое дело людей, гордящихся прошлым и верящих в будущее.
Фото Ирины Хасановой.
Станция Орша ТРУП «Минское отделение Белорусской железной дороги». УНП 300246499.