Не удивляйтесь, если в День Победы в Витебске повстречаете прохожих в форме красноармейцев времен Великой Отечественной войны. Это члены Витебского областного общественного объединения военно-исторической реконструкции «Товарищи по оружию», которые каждый год 9 Мая выходят в люди – чтобы еще раз напомнить о тех, благодаря кому сегодня над нами мирное небо.
В кино и не только
«Товарищи по оружию» – общественное объединение военно-исторических реконструкторов, которое объединяет около 30 энтузиастов в возрасте от 16 до 73 лет. Среди «солдат» и «офицеров» сотрудники МЧС, милиционеры, студенты, предприниматели, военнослужащие, рабочие. Молодежь обычно выступает в роли «сыновей полка» или рядовых, а пожилые – партизан. Большинство – витебчане, но есть несколько увлеченных людей из регионов.
В клубе состоят и девушки, которые участвуют в реконструкциях в качестве советских связисток, медсестер, снайперов, а также пехотинцев войска Польского (из женского пехотного батальона дивизии имени Т. Костюшко, которая существовала в годы войны).
Клуб «Товарищи по оружию» образован в 2002 году и поначалу объединял реконструкторов со всей республики. Через несколько лет его «штабом» стал историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
С 2006-го появился областной филиал клуба, который четыре года назад стал самостоятельным и единственным официально зарегистрированным в регионе общественным объединением военно-исторических реконструкторов. Это, по словам его руководства, открыло больше возможностей для взаимодействия с властями.
Участники клуба посетили более 300 фестивалей в Беларуси и странах СНГ, Словакии, Польше, Прибалтике, снимались в таких известных художественных фильмах, как «Сталинград» Федора Бондарчука, «Днепровский рубеж» Дениса Скворцова, «Поп» Владимира Хотиненко, «Связь времен» Алексея Колмогорова, «Брестская крепость» Александра Котта, в цикле документальных фильмов «Города-герои». «Товарищи» радуют и витебчан, каждый год воссоздавая фрагменты боев за освобождение областного центра, бывают в Россонах, Ушачах, Бешенковичах, Городке.
Чтобы помнили
Один из основателей областного объединения и его нынешний руководитель – 26-летний Павел Рощин из Витебска. В обычной жизни он врач-офтальмолог, а в клубе – сержант Красной армии. При необходимости и унтер-офицер пехотного полка вермахта.
– Историческая реконструкция всегда предполагает большой пласт теории, без которой невозможно достоверно передать атмосферу эпохи, – отмечает он. – Мы много работаем с мемуарами, изучаем советские и немецкие документы, фотоархивы, кинохроники. Только потом можно приступать к подбору обмундирования, макетов оружия и так далее.
По словам реконструктора, увлечение военной историей для него хобби, но очень дорогое сердцу.
– Все началось лет в 11, когда я занялся стендовым моделизмом – мы собирали масштабные модели военной техники и делали с ними диорамы, посвященные различным историческим событиям, – рассказывает Павел. – Собирая материал, узнал про реконструкцию и «заболел». Во время учебы в вуз окончил военную кафедру, и теперь лейтенант запаса. Есть у нас в семье и свои герои войны. Это мой дедушка, которого, я, к сожалению, не застал живым, – Борис Павлович.
Сохранился его офицерский китель, который иногда надеваю на памятные даты, такие, как 9 Мая. От родственников знаю, что он семнадцатилетним юношей в 1942 году ушел в партизанскую бригаду имени Ленина, служил в разведотряде, а после освобождения Беларуси его отправили на учебу в Могилев, затем в Германию.
Несколько лет он служил в Комитете госбезопасности. Поэтому мне хочется сохранить память о наших ушедших близких для потомков, показать другим, как сражались Победители. Печально, что исторические события со временем забываются, а еще хуже – их начинают перевирать.
К бою готов!
Вступить в клуб исторической реконструкции, с одной стороны, легко, с другой, не очень. «Товарищем по оружию» может быть любой, достигший 18-летнего возраста (с 16-ти – по разрешению родителей), без явных психических отклонений, согласный с уставом клуба и интересующийся военной историей. При этом участником можно считаться только тогда, когда на руках базовый комплект униформы и снаряжения, а получается это небыстро и недешево.
– К нам приходят тусовщики, которым интересно примерить форму и поучаствовать один-два раза в реконструкции, – отмечает Павел. – Это не наши люди, они быстро отсеиваются. Не по пути нам и с людьми радикальных взглядов, например, симпатизирующими нацистам. Сейчас, чтобы не тратить на них время мы проводим собеседования, приглашаем на мероприятие, смотрим. Если человеку интересно, помогаем ему советами, иногда на первое время обеспечиваем обмундированием.
Кем стать в клубе, каждый решает сам, хотя большинство, конечно, начинают с бойцов Красной армии. Это порой приводит к «дефициту» немецких солдат и офицеров.
У Павла Рощина шесть комплектов униформы и обмундирования: рядового и офицера РККА и вермахта, солдата Японской императорской армии и воина кайзеровской армии времен Первой мировой. Свой первый бэушный комплект немецкого солдата он приобрел за небольшие деньги с рук.
Сейчас больших проблем с обмундированием нет, были бы деньги. Есть специализированные интернет-магазины, где можно приобрести практически любую униформу и обмундирование различных исторических периодов, причем все – достаточно точные копии. К тому же в Минске работает ателье по пошиву униформы советской и других армий. Правда, цены немалые. Например, гимнастерка рядового красноармейца стоит около 200 рублей, галифе – 150...
– Большинство реконструкторов используют точные копии обмундирования, так как оригиналы намного дороже, да и состояние их оставляет желать лучшего, - говорит Павел. – Но все равно мы очень внимательны к мелочам. У тебя должна быть не только униформа воина, но и вещмешок, палатка, опасная бритва, котелок, даже панталоны. В идеале нужно достичь максимальной аутентичности снаряжения, а это, например, для солдата РККА порядка 30-40 предметов, у вермахта – еще больше. Такой комплект стоит от тысячи долларов.
Как на войне
Отдельная тема для реконструкторов – оружие.
– Мы пользуемся только макетами или списанным охолощеным оружием, которое приобретается в специализированных магазинах в России, кое-что можно купить в охотничьих магазинах Минска, – сообщает Павел Рощин. – В принципе, за 300-350 долларов можно пробрести копию ППШ. Но и ее необходимо регистрировать в милиции, получать разрешение. Поскольку макеты дорогие, многие наши ребята во время выездных реконструкций арендуют его у организаторов. На мероприятиях в Беларуси нас обеспечивает, например, «Беларусьфильм» или «Линия Сталина».
Реконструкции, которые проводят «Товарищи по оружию», каждый раз обыгрываются по-новому. Под конкретные события пишутся сценарии, определяется, сколько требуется воинов, обмундирования и так далее.
– Сценарии обычно пишу я, – рассказывает Павел Рощин. – Все зависит от формата и финансирования мероприятия. При хорошем раскладе можно воссоздать даже часовой бой, но обычно обходимся 20-30 минутами. При этом мы работаем со зрителями, внимание которых привлекают интерактивные площадки, фотозоны, где располагаются лагеря противоборствующих сторон. К слову, надев военную форму, мы все «в образе» и выполняем строгие правила, подчиняясь руководителям клуба или организаторам. Никакой самодеятельности, все по сценарию.
«Товарищи» участвовали в различных мероприятиях, но наиболее запомнилась, по словам Павла, реконструкция в Подмосковье, где воссоздавался штурм Рейхстага советскими войсками. Участвовало почти полторы тысячи любителей истории из разных стран! А также один из фестивалей под Минском, где на «Линии Сталина» полтысячи человек инсценировали операцию «Багратион».
– Это было большое мероприятие для Беларуси, ведь реконструкторов в нашей стране не так уж и много – несколько сотен, – говорит Павел Рощин.– Все мы – энтузиасты. К слову, я даже веду YouTube-канал, чтобы популяризировать реконструкторское движение. В принципе, дополнительного финансирования не надо, но хотелось бы, чтобы в Беларуси, как в России, на уровне государства появилось военно-историческое общество, объединившее реконструкторов разных исторических периодов.
Фото из архива автора и Дмитрия ОСИПОВА