Пришло время, когда каждому из нас самому себе надо адресовать вопрос: я — Человек? Именно с большой буквы. Ведь действительно в наше время легко потерять ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, учитывая ряд факторов, в том числе экономический. Чтобы этого не произошло, надо помнить, что ключ от Царства Небесного в наших собственных руках! Разговор об этом состоялся с настоятелем храма пророка Божия Илии при 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде, руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь, протоиереем Александром Мозолевым.
Поучающая притча
Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Также и в Слове Божьем: если что-то повторяется неоднократно, значит, этому следует уделить особое внимание. Притча о сеятеле встречается в трех Евангелиях, повествующих о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
«Вот, вышел сеятель сеять, – говорил Спаситель. – И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Семя – это слово Божие, так Спаситель объяснил Своим ученикам.
– Я возьму смелость на себя и скажу, что Сеятель – это тот, кто сеет слово, кто учит людей, говорит им, как нужно верить Богу и быть добрым, честным, быть просто человеком. Хотелось бы донести до человека ценную информацию, посеять семя, но бывает почва не подготовлена, ее надо удобрить, взрыхлить, – отметил отец Александр. – С людьми работать непросто, нужны особый такт, подход, и результат не сразу увидишь. Разговариваешь с человеком, а он с трудом воспринимает сказанное, его это пока не греет.
Протоиерей Дмитрий Смирнов, священнослужитель Русской православной церкви, по этому поводу говорил своим прихожанам, которые преподавали в воскресной школе: «Если чему вы учили, все же вспомнит человек, оказавшись даже на самом дне нравственности, значит, вы свою миссию выполнили, вы ему ключ от Царства Небесного положили в карман. А вот достанет ли он его? Это зависит от самого человека. От его свободного выбора».
Компас
Сегодня нивелируются общечеловеческие духовные ценности, которые передавались из поколения в поколение. Любовь к Отечеству, забота о собственной семье, труд на благо государства, сохранение памяти об историческом прошлом для некоторых перестали быть прерогативой. Во главу угла ставят только жажду личного обогащения, причем в достижении цели не выбирают способов.
Повышая уровень жизни, овладевая высокими технологиями, человечество сегодня столкнулось с угрозами, оказывающими негативное воздействие на духовно-нравственное развитие самого человека. Разрушаются моральные и культурные ценности, религиозные устои, семейные традиции. Насаждение чуждых идеалов подрывает основы государственности, способствует разрыву преемственности поколений, формирует условия для саморазрушения общества.
Нам пытаются навязать западные ценности: тягу к деньгам, суперуспешность. Посмотрите, как Запад нагло насаждает свою идеологию, свою нравственность, культуру, добавил священнослужитель. Мы должны тщательно взращивать свое. К примеру, можно чаще показывать молодым людям фильмы, например «Живые и мертвые» по одноименному роману Константина Симонова, «Повесть о настоящем человеке», который был снят по произведению Бориса Полевого. Кто-то об этих творениях классиков расскажет товарищам, и тот тоже заинтересуется. Лучше всего, когда юноши и девушки читают литературные произведения. Также необходимо детей знакомить с советскими мелодрамами. Там есть чему поучиться: взаимоотношению между людьми, человеческой дружбе, преданности Отечеству, профессии, семье.
Насаждение чуждых идеалов подрывает основы государственности, способствует разрыву преемственности поколений, формирует условия для саморазрушения общества.
– Без духовного воспитания нормального человека вырастить невозможно. Причем он может быть образованным, но отпетым негодяем, – отметил отец Александр. – Я преподаю в семинарии нравственное богословие, где есть такое понятие «естественный нравственный закон», который заложен в природу человека Творцом. Но дальнейшее нравственное развитие каждого из нас зависит от воспитания, какое «семя» мы посеем в душу, в сердце человека.
К чему может привести отсутствие нравственности, рассказал журналистам председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви Игорь Васько. По его словам, церковь напоминает и всегда будет это делать, что у всех кризисов есть духовная основа. Он отметил, что в решении проблем играет большую роль не только политический, экономический фактор, но важно, как человек духовно настроен, чтобы он понимал, что такое нравственность, ее базовые установки. «Евангелие, опыт народа, святыни, подвиги, герои – это то, что может дать нам ориентир», – подчеркнул священнослужитель.
Пятая заповедь
– Моих два дяди участвовали в Великой Отечественной войне, – рассказал отец Александр. – Один перед войной был арестован, оказался на Колыме. Но в 1942-м его призвали в армию, служил в разведке и через год погиб. Второй не с лучшей стороны узнал, что такое коллективизация. Но потом в звании старшего лейтенанта воевал под Ленинградом, был представлен к ордену Красного Знамени и награжден орденом Красной Звезды. Погиб в 1944 году в боях в Эстонии. Они погибли за Родину, за свою землю. Они любили Родину и понимали, что «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».
Они отдали свою жизнь, чтобы жили мы, помнили их, молились за них, чтобы жило наше Отечество. Невольно возникает вопрос: на чем строился патриотизм моих близких людей? На высоких религиозно-нравственных понятиях. Я горжусь, что ношу эту фамилию. И так должно быть у каждого.
Важно прививать уважение к старшим, не только к своим родным. Надо с уважением относиться ко всем, кто годится в матери или отцы. Об этом говорит пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Так, если отец говорит, что нужно извиниться перед пожилым человеком, которого обидел словом, это необходимо сделать. В транспорте видим, как школьники забегают и сразу занимают места. Им следует говорить, что здесь едут люди преклонного возраста, им нужно уступать место. Девочки пусть сядут, но мальчики могут постоять. Так воспитывается сила воли: мне хочется, но я не сажусь. Также необходимо учить уважать учителей в школе. Именно в такой атмосфере нужно растить детей. Но это задача не только церкви. Об этом важно говорить в школе, родителям. Эффективно только совместное воспитание.
Быстрых результатов можно и не получить, подчеркнул отец Александр. Нынешнее время сложное, люди в меньшей степени обращаются к Богу. Они выбирают интернет, где сейчас много советчиков из разных сфер. За Христом сколько пошло? Было сначала 12 учеников, потом – 70, в Сионской горнице около 120 человек. Притча о блудном сыне свидетельствует, что самое главное, чтобы человек опомнился, пришел и покаялся.
Факультативные занятия, касающиеся основ духовно-нравственной культуры и патриотизма, следует шире внедрять в школах, учреждениях среднего специального и профтехобразования, заявил митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси. По этой тематике нужно проводить встречи, но в другом формате, и в высших учебных заведениях. Наполнение души человека, его отношение к родной земле, к ближним, к смыслу жизни определяет и то, каким он будет специалистом, как будет строить взаимоотношения на работе. Поэтому очень важно и актуально, чтобы люди, заинтересованные, вдохновленные, сознающие важность подобных факультативов, присоединялись к этой работе.
По словам владыки, там, где работа поставлена правильно, на факультативы стремятся прийти. И родители поддерживают такую форму работы, потому что видят результаты: дети, которые их посещают, стали себя вести иначе, более мотивированы, улучшили свое поведение. «В некоторых регионах еще с настороженностью относятся к таким факультативам, мол, зачем в школах религиозная составляющая. Но это не религиозная, а духовно-нравственная составляющая, без которой не может развиваться современный молодой человек», – объяснил он.