В архиве редакции «Витебских вестей» недавно обнаружились старые анкеты опроса, который еще в 80-е годы проводила областная газета «Віцебскі рабочы» (преемником которой и является нынешнее издание). Респонденты отвечали на два вопроса: 1) Как повысить ответственность родителей за воспитание детей? 2) Что должны сделать трудовые коллективы, общественность для улучшения воспитания детей? Нам показалось интересным узнать взгляды на воспитание витебчан минувшей эпохи и сравнить их с видением наших современников, понять, изменилось ли с прошествием десятилетий понимание вопроса и не перераспределись ли роли.
Назад в 80-е
Перелистывая анкету за анкетой, словно на машине времени отправляешься назад в СССР, окунаешься в проблемы и заботы, которые волновали советских родителей.
Многие респонденты говорили о наболевшем: об очередях в магазинах, трудностях устройства ребенка в детский сад, занятости на работе и прочем. Все это, по мнению опрошенных, так или иначе сказывается на добросовестном выполнении родительского долга.
«Наше предприятие должно быть заинтересовано не только планом, но и жизнью рабочего. Побольше продуктов в заводском магазине, чтоб не стоять в очередях по часу», – пишет одна из респондентов. «Трудовые коллективы должны оказывать помощь родителям в предоставлении мест в детские ясли, сады, семейных путевок», – продолжение темы в другой анкете.
Хотя женщины наравне с мужчинами выполняли планы на заводах и предприятиях, все же главная роль в воспитании отводилась именно им. Поэтому представительницы прекрасного пола и сетовали на катастрофическую нехватку времени. Писали: «Неполный рабочий день для женщин, а мужчинам, наоборот, увеличить его на два часа», «Предоставить матерям больше времени находиться в семье, с детьми», «Сократить рабочую неделю без ущерба в зарплате». Лишь единицы говорили о повышении ответственности школы, учителей в воспитании подрастающего поколения.
А вот один респондент оказался более категоричен в отношении ответственности взрослых: «Предлагаю за аморальное поведение детей давать родителям 15 суток тюремного заключения с исправительными работами по месту жительства».
Ну а чтобы взрослые спокойно трудились летом и не волновались, чем заняты их сорванцы в свободное от учебы время, предлагались самые разные варианты: «увеличить количество мест в пионерских лагерях», «оборудовать во дворах домов игровые площадки, создать секции технического творчества при домоуправлениях», «для школьников, остающихся на лето в городе, организовать детские площадки с питанием и под присмотром воспитателей».
Устами современников
Валентина Ивановна
(55 лет, воспитала
двоих детей):
– Современные дети значительно отличаются от прошлого поколения, быстро осваивают информационные технологии, владеют ими лучше родителей, ведут себя немного высокомерно. Но взрослые должны помнить, что у них есть неоспоримое преимущество: знание жизни, которое они должны передавать юному поколению. Поэтому важно чаще общаться, несмотря на загруженность на работе, интересоваться окружением детей, находить общие темы для разговоров. С малых лет необходимо приобщать к труду, учить безопасности на улице и дома, быть требовательным, но при этом поддерживать любые начинания своего чада, уважать его как личность, пробуждать фантазию, прививать позитивное отношение к жизни. Родителям следует поддерживать связь с близкими, чтить семейные традиции и своим примером этому учить детей.
Отвечая на второй вопрос, скажу, что воспитывать у современных девушек и юношей уважение к разным профессиям родителям могут помочь как раз трудовые коллективы. Детей сотрудников можно было бы приглашать на специальные мероприятия, показывать рабочие места, специфику деятельности, ценность каждого человека в коллективе.
Олеся Чухно
(32 года, молодая мама):
– Для повышения ответственности за воспитание детей в семье, считаю, нужно начинать проводить «работу» еще в школе. Например, ввести отдельным обязательным курсом что-то вроде «Этики и психологии семейных отношений». Будущие родители должны быть готовы к тому, что семья и дети – это не случайно и не вдруг, а осмысленное и серьезное решение, требующее огромных усилий и трудов.
Что касается второго вопроса, то неплохо бы в трудовых коллективах иметь штатного психолога (независимо от специфики организации), который консультировал бы сотрудников в части семейных отношений, общения с детьми.
Возможно, не помешает открыть в коллективе клуб родителей и проводить занятия, например, раз в месяц. Организовывать своеобразные корпоративы с участием семей сотрудников (походы, велопробеги, поездки, соревнования, турслеты).
Максим Федюкович
(31 год, с супругой растит двухлетнюю дочь):
– Дети смотрят на взрослых и повторяют их ошибки. Недаром говорят, что яблоко от яблони недалеко падает. Напрашивается простой вывод: воспитание подрастающего поколения начинается с «воспитания родителей», или влияния на них. Это уже тонкая работа психологов и грамотных педиатров.
Многие сегодня не хотят заниматься развитием и воспитанием своих детей. Купили игрушку – сиди играй или мультик посмотри. А ведь ребенку нужно уделять время.
Не последнюю роль играет и нравственное развитие. Считаю, следует создавать духовные школы и школы раннего развития. Донести до родителей, что будущий успех детей в значительной степени зависит от них.
Что должны сделать трудовые коллективы, общественность? Показывать пример. Ведь находясь в обществе, ребенок начинает перенимать как полезные, так и вредные привычки уже от других людей. Все должны чувствовать ответственность за детей, не только своих. Например, переходишь светофор и видишь, что рядом детвора, – иди только на зеленый. Выбрасываешь мусор – значит, только в урну.
* * *
Как видим, время накладывает отпечаток даже на такой, казалось бы, личный вопрос, как родительство и воспитание. Однако разные поколения едины в главном – за детей прежде всего ответственны родители. Ведь самые важные знания, понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, мальчишки и девчонки черпают именно от мам и пап.
Фото Дмитрия ОСИПОВА, носит иллюстративный характер.