Крещение Господне, или Богоявление, – это большой двунадесятый праздник, который отмечается 19 января.
В этот день мы вспоминаем о Крещении Господа Иисуса Христа в водах Иордана и о видимом для людей явлении Святой Троицы. Произошло особое откровение Бога о самом себе. Об этом замечательно сказал апостол Павел, помогая нам понять смысл воплощения сына Божия. По его словам, во Христе явилась полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Богу было угодно, чтобы через воплощение его сына человек мог не только воспринять его умом, сердцем и волей, но чтобы он имел возможность соединиться с Богом, приобщиться Божественной силе.
Именно в праздник Богоявления мы особым образом прославляем эту Божественную силу, Благодать Божию, которую Господь во Христе даровал всему роду человеческому. Это та сила, которая способна преодолевать любое греховное расположение нашей души, различные злые действия и наше несовершенство, а также и любую нашу болезнь – как душевную, так и телесную.
Призыванием Духа Святого
Почему же мы особым образом прославляем этот Божий дар? Потому, что по древнейшей традиции, восходящей к первым годам существования Церкви Божией, освящается вода призыванием благодати Духа Святого. Не меняя своего естества, она наполняется Божественной силой.
Верующие люди пьют святую воду натощак (обычно с кусочком просфоры) с молитвой и благоговением перед святыней, ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение ею изгоняют вражеские силы.
Особенным свойством такой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому в случае ее нехватки оставшееся количество можно разбавить простой, неосвященной водой.
Крещенскую воду принято употреблять с такой молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Хотя и желательно, из благоговения к святыне, принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Христиане должны знать: водоосвящение бывает малое и великое. Малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое – только в праздник Крещения Господня (Богоявления).
Оно называется таковым по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается одним и тем же чином в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) после литургии, 18 января, и в сам день Крещения Господня. Некоторые люди задают вопрос: различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский сочельник? Она абсолютно одинакова.
До сих пор иерусалимский патриарх и верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья и омываются. Но главное для христианина в этот день – присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин.
Традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов. Это происходит только в случае искреннего и полного раскаяния в грехах во время Таинства Исповеди.
Материалы полосы предоставил
Александр МАТВЕЕВ,
священник витебского Свято-Покровского
кафедрального собора.