Механизмам взаимодействия сферы образования и бизнеса был посвящен республиканский семинар, который прошел в Витебске.
Кадры решают всё
Ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский познакомил участников семинара с концепцией развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. О выстроенной в Придвинье системе профессионального обучения молодежи, а также о наиболее эффективных подходах в подготовке кадров рассказал начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома. Директор областного центра маркетинга Ирина Макаренко подняла актуальные вопросы, касающиеся взаимодействия бизнеса и учреждений образования. А во время панельной дискуссии участники встречи смогли пообщаться с заказчиками кадров, услышать, чего на первом рабочем месте ожидают от ребят, получивших специальности в сфере общественного питания.
Самой зрелищной и практикоориентированной оказалась та часть программы, которая знакомила с деятельностью Витебского государственного индустриального колледжа. Гости не только смогли оценить возможности учреждения и его учебно-производственные объекты, но и узнали, как на протяжении трех лет воплощался в жизнь республиканский экспериментальный проект «Апробация модели молодежной бизнес-площадки в рамках образовательного процесса при реализации программ профессионального образования по специальности «общественное питание». Основную информацию участники семинара получили от директора колледжа Руслана Винокурова и его заместителя Марины Уласевич. А затем всех ждали интерактивные площадки и мастер-классы.
От организации до презентации
Началось все в 2021/2022 учебном году. Это был организационный и аналитико-проектировочный этап – так сказать, теоретический. Он включал разработку нормативной и учебно-программной документации, изучение рынка труда, обучающие семинары для педагогов, анализ возможностей учащихся.
В следующем учебном году от теории перешли к практике. Ребятам предложили продумать бизнес-идеи в сфере общественного питания. Направления выбрали два: создание ресторана национальной кухни и новшества, которые можно внедрить на базе действующего при колледже «Кафе 16». Необходимо было проработать такие ключевые моменты концепции заведения общепита, как название, слоган, фирменный стиль, персонал, меню. В итоге из множества предложений отобрали пять. Они оказались очень разноплановыми: от производства и использования съедобной посуды до открытия кафе виртуальных путешествий, сообщила методист колледжа Ирина Казачёнок.
После завершения отбора лучшие проекты получили дальнейшее развитие. Были составлены подробные бизнес-планы, после чего пришло время доработки деталей, обобщения опыта и его презентации. Кроме того, внимание уделили развитию коммуникативных и лидерских качеств ребят, чтобы после окончания учебы они не потерялись на рынке труда и, более того, были готовы пойти в малый и средний бизнес, начать свое дело.
В ходе республиканского семинара преподаватели, мастера производственного обучения и учащиеся ВГИК продемонстрировали гостям, как оценить жизнеспособность идеи и пройти путь до бизнес-проекта, каким образом просчитать финансовые риски стартапа в сфере общественного питания, на что обращатьвнимание при подготовке рекламы.
– Инновации в сфере питания позволяют сегодня сделать блюдо не только вкусным и красивым, но и полезным, – пояснила Ирина Казачёнок. – Его можно приготовить при низких температурах, в собственном соку и так далее. И это дает возможность удовлетворить даже самого привередливого гурмана.
Продолжение следует
Республиканский институт профессионального образования выступил с предложением, которое в колледже поддержали: в сентябре дать старт инновационному проекту, нацеленному уже на внедрение молодежной бизнес-площадки в образовательное пространство. Инициатива тоже будет рассчитана на три года. За этот период проработанные учащимися бизнес-идеи планируется воплотить в реальность. Высока вероятность, что один из проектов будет реализован после ремонта в кафе колледжа, что располагается на улице Терешковой. Кроме того, некоторые предложения могут частично использовать в работающих сейчас кафе на ул. Ленина и пр-те Фрунзе.
Результаты реализации проекта:
- повышение качества образования учащихся;
- формирование у молодежи экономического мышления, умений и навыков предпринимательской культуры;
- создание банка идей;
- увеличение доли учащихся, получающих диплом с отличием.
Фото предоставлено ВГИК.