Такие перебои с водой случаются здесь почти каждую зиму, но прежде они не носили столь затяжной характер. На этот же раз местные жители стали бить во все колокола.
– Мне позвонила старейшина Зинаида Раздронникова 25 декабря, сказала, что сломался насос, и деревня осталась без воды. Я сразу же обратился в дирекцию ОАО «Липовцы», которое отвечает за водоснабжение. Выяснилось, что денег на замену оборудования в хозяйстве нет. Пока отремонтируют старое, решили подвозить воду из агрогородка Замосточье, что в 15 км от Шилков. Но то бочка замерзала, то трактор ломался, вот люди и мучались, – рассказывает председатель Шапечинского сельсовета Святослав Драбцов.
Он поясняет, что таких проблемных населенных пунктов у него восемь. В 1960-80-е годы здесь отказались от общественных колодцев в пользу водопровода. Связано это было с активным строительством ферм, а в 1990-х многие закрылись, и с тех пор трубы не менялись, все оборудование износилось, а водонапорные башни пришли в аварийное состояние.
– Нам говорят, что хозяйству невыгодно вкладывать деньги в водоснабжение, так как здесь нет никакого производства. Хотя летом берут воду на пастбища, полив. Строение, где стоит насос, на ладан дышит. Туда зайти страшно, провода торчат, щит не закрывается. Крышу своими силами латали, дверь я мастерил, – говорит муж старейшины Федор Павлович.
А Наталья Рогачева рассказывает, как люди выходят из положения. В деревне остались одни пенсионеры, но четыре семьи держат коров, скот тоже надо поить. У одной женщины есть лошадь, на ней ездили за водой в соседнюю деревню. Собирали дождевую, а питьевую дети привозили на машинах из Витебска.
– Муж ездил на мотоблоке за водой, но простудился, слег с радикулитом. Ту, что привозят в бочке, из которой поят телят, боюсь пить. Колодец в нашем возрасте уже не можем выкопать, да и говорят, что нужно рыть глубоко, ставить не менее 12 колец. Обидно, что к пожилым людям, которые всю жизнь трудились, такое отношение. Мы уже мало чего просим, только самое необходимое, – сетует Наталья Дмитриевна.
В тот день, когда мы приехали в Шилки, здесь работали наладчики Витрайкомхоза. Как пояснил главный инженер предприятия Олег Гецман, распоряжение помочь местным жителям дал председатель райисполкома. В тот же день насос отремонтировали, и вода в колонках появилась. Но надолго ли? Сами мастера говорят: нет гарантии, что выдержат трубы, когда ударит мороз, или вновь не выйдет из строя какая-нибудь старая деталь.
Председатель сельсовета видит два пути решения проблемы. Один – копать общественный колодец. Но за чей счет? Кроме того, одним не обойтись: деревня, хотя в ней всего 30 домов, растянулась почти на километр. Действующих колонок три, и колодцев, по-хорошему, должно быть не меньше. Другой вариант – передать водопроводные сети на баланс райкомхоза. Но если все делать по правилам, необходимо подготовить пакет документов, привести в соответствие с нормативами оборудование. Это тоже немалые деньги, которых у сельхозпредприятия нет. Были исключения, когда водопровод передавали коммунальным службам, как говорится, по факту. Жителям деревни можно только надеяться, что так произойдет и в их случае. Они готовы платить за воду, лишь бы она была постоянно. Тогда, может быть, реставрируют водонапорную башню, которая сейчас пригодна лишь в качестве подпоры для гнезда аистов.
Пока же изношенное оборудование в очередной раз залатали и уповают, что оно еще некоторое время послужит. Но особой радости жители деревни, расположенной в 25 км от Витебска, не испытывают, зная по опыту последних лет, что это временное решение проблемы.
Фото автора