Витебск интересен туристам с разных точек зрения, в том числе — с культовой. В один из старейших городов Беларуси люди едут, чтобы увидеть уникальные архитектурные памятники, прикоснуться к историческому духовному наследию, посетить намоленные веками церкви, проследить путь возрождения религиозных объектов. — Через историю храма можно рассказать историю города, — отмечает ведущий научный сотрудник областного краеведческого музея Наталья Шарковская, которую мы попросили быть гидом в путешествии по самым значимым сакральным местам Витебска.
Чистый кристалл
Именно под таким названием в истории архитектуры проходит Благовещенская церковь в Витебске – памятник архитектуры второй четверти XII века. Со столь давних времен на территории Беларуси сохранились только Спасо-Преображенский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, Свято-Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно и наша Благовещенская.
– Ее архитектурные пропорции и по сей день вызывают восхищение. Храм Благовещения был самым почитаемым. Как записано в летописях: приезжая в город и уезжая из него, люди обязательно били челом матушке-Благовещенке, – поясняет Наталья Шарковская.
По некоторым данным, церковь построена балканскими зодчими, которых привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья. У нее необычная, уникальная для Беларуси кладка: тесаные известняковые блоки чередуются с прослойками плоского кирпича. Храм этот был соборным, и здесь хранились королевские грамоты и городские книги.
С церковью связано немало легенд, которые любят слушать гости Витебска. Но некоторые могут иметь реальные основания. Например, о том, что в этом храме Александр Невский обручился с витебской княжной Александрой. И по сути помолвка стала первым союзным договором между Великим Новгородом и Витебском.
Храм несколько раз перестраивался и менял свой облик. В начале XVII века по приказу короля Сигизмунда III Вазы церковь с отдельно стоящей колокольней были переданы униатам. По преданию, архиепископ Иосафат Кунцевич распорядился фрески, схожие по колористике с киевской Софией, забелить известью, и это стало последней каплей терпения православных, которые подняли бунт и убили Кунцевича. После этого инцидента у церкви Благовещения были отняты колокола.
В 1832-м ее вернули православным. Здание капитально перестроили, придав черты псевдорусского стиля.
– В годы воинствующего атеизма, когда разрушали храмы, Благовещенскую церковь не тронули. Устояли стены храма и в годы Великой Отечественной войны, в здешних подвалах нашли приют горожане и жили там еще до 1950-х годов, – рассказывает Наталья Шарковская.
А в 1961 году Благовещенскую церковь решено было снести.
– Удивительно, сколько ее перестраивали, разрушали, но все равно корни оставались. В то время когда другие храмы равняли с землей, стены Благовещенского удалось сохранить. На защиту встали ученые во главе с главным специалистом по памятникам древней архитектуры и зодчества в СССР Петром Барановским. Кстати, благодаря ему спасен храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Петр Дмитриевич приезжал в 1944 году в Витебск и снял чертежи храма. Спустя многие годы это помогло восстановительным работам, – отмечает Наталья Юрьевна.
Интересная особенность – восстановление храма совпадает с возрождением Витебской епархии. Благовещенская церковь на рубеже XX – XXI веков обрела свой первоначальный образ. Первая служба прошла в 1999-м на храмовый праздник – Благовещение. В разные годы богослужения возглавляли патриархи Московские и всея Руси Алексий II и Кирилл, предстоятели Белорусской православной церкви Филарет, Павел.
Храм Благовещения был самым почитаемым. Как записано в летописях: приезжая в город и уезжая из него, люди обязательно били челом матушке-Благовещенке.
В Свято-Благовещенской церкви находится образ Божией Матери Оршанской, почитаемый на витебской земле. Сохранился замечательный памятник старины храма – рукописное Евангелие 1508 года. Сейчас оно находится в Минске, в Художественном музее. А в областном краеведческом музее хранятся образцы древних фресок.
Благовещенская церковь сегодня по праву считается самым намоленным из действующих православных храмов Витебска. Ее посещают паломники. Сюда во время «Славянского базара» заходят известные артисты, а некоторые принимали крещение.
Святыня бессмертна
– После убийства Изофата Кунцевича в городе было запрещено исповедование православия. Все старые храмы были переданы, а новые строились как униатские. После разделения Речи Посполитой и вхождения Витебска в состав Российской империи в городе не было ни одного православного храма, первый появился в Задвинье – батальонная Николаевская церковь. Она не сохранилась. А затем в православие переводится Успенский собор, еще недостроенный, – поясняет Наталья Шарковская.
Располагался он на Успенской горе. Это место издавна считалось сакральным, здесь находилось языческое капище. А потом возвели деревянную церковь. Она несколько раз горела и строилась заново. В конце концов территорию выкупил униантский базилианский орден, и началось большое каменное строительство. Оно велось по проекту Иосифа (Джузеппе) Фонтана из династии итальянских архитекторов. Считается, что за образец он взял базилику Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. Но проект не был завершен. Храм перешел православной церкви и достроен в стиле классицизма. Появился купол с завершением в виде маковки, были изменены криволинейные барочные фронтоны на треугольные, а также завершения двух башен главного фасада.
В 1831 году в соборе отпевали Великого князя Константина Павловича, умершего в Витебске от холеры.
В 1920-м Успенская церковь была включена в список зданий города, подлежащих охране, несколько лет спустя признана государственным достоянием, а в 1936-м, в ходе так называемой «Безбожной пятилетки», собор был взорван. На его месте построили цех завода заточных станков, который снесли в 1998-м. В том же году патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на восстановление собора.
– Многие не верили, что храм вновь украсит Витебск. А сегодня он занял важное место в духовной жизни витебчан, притягивает верующих из разных уголков Беларуси и других стран. Праздник Успения Святой Богородицы стал праздником города. Проходит крестный ход. Люди молятся за себя, за своих детей, за свою страну, за благополучие, мир.
Возводили храм по кирпичику
В свое время Воскресенскую церковь, или Рынковую, так как располагалась она на рыночной площади, разобрали по кирпичикам и потом по кирпичикам и воссоздавали. Горожане покупали их и таким образом вкладывали свою лепту в возрождение одного из красивейших храмов Витебска.
Упоминание о церкви на этом месте есть в документах XV века. Сначала она была деревянной, потом – каменной. Возведена была на средства витебского купца по фамилии Смык и в народе называлась «Смыковской». По одной из версий, богатый меценат завещал возвести храм в том месте, где будет похоронен, и будто его тело за ночь выкопали и перенесли на ту сторону, где должна была стоять каменная церковь.
– Возведена она в стиле виленского барокко и стала изюминкой города. Существует легенда о том, что Воскресенская церковь очень понравилась императору Наполеону, который останавливался в Витебске во время войны 1812 года. Будто он сказал, что перенес бы ее в Париж, – рассказывает Наталья Шарковская.
В 1936 году храм был разрушен, не взорван, а разобран. Это мотивировали тем, что он «мешал движению городского транспорта». А спустя несколько лет разрушителей культового здания обвинили в «перегибах», а саму церковь признали безвозвратно утерянным памятником архитектуры.
Но, слава Богу, не безвозвратно. В 2001 году начались строительные работы по восстановлению церкви, которые частично велись на пожертвования предприятий города, меценатов и простых горожан. Летом 2009 года она была торжественно освящена Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.
Золотые купола церкви Воскресения Христова возвышаются над Витебском. Ее колокольный перезвон сливается со звонами Благовещенки и Успенки, как по-домашнему ласково называют главные храмы жители города, который гордится и сохраняет свое историческое, культурное, культовое наследие.
Фото из архива "ВВ".