Оршанец Валерий Герасимов – один из немногих в нашей республике педагогов, кто имеет квалификационную категорию «учитель-методист», он автор учебников и пособий по математике, новатор, энтузиаст и действительно уникальный человек. Он знает, как сделать непростой предмет школьной программы максимально доступным для понимания любого ребенка, а уроки – по-настоящему захватывающими и результативными.
С 2012 года по инновационному проекту Валерия Герасимова «Внедрение структурно-динамической модели обучения математике на основе принципа системной дифференциации» работают 8 школ страны. И каждый учитель, который уже апробировал авторскую методику, призывает других следовать ей.
Почему? Все просто: она обеспечивает достижение оптимального соответствия учебного материала и времени, необходимого для его усвоения, детьми с разным уровнем подготовки. Эксперимент показал, что для изучения программы по математике требуется на 15-20% меньше времени, чем предусмотрено. Большую часть нового материала школьники усваивают на уроке, на домашнее задание затрачивается минимум усилий. Мониторинг, проведенный в минувшем учебном году, показал, что в классах с инновационной моделью результативность по математике на 30-50% выше, чем у остальных.
Венгерский и американский математик Дьёрдь Пойа говорил: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Другими словами, всему можно научиться только на собственном опыте. Это стержень метода Герасимова. Ребенок анализирует, наблюдает, сравнивает, делает выводы. То есть приходит к решению сам и получает удовольствие от занятия математикой. Так было и у Валерия Герасимова, когда он учился в школе №7 Орши. Именно книга Пойа «Как решать задачу» впечатлила 13-летнего подростка, у которого математика была одним из любимых предметов.
Он от корки до корки изучил процессы рассуждений при решении математических задач, начал использовать их. Неоднократный победитель город-ских олимпиад, по окончании средней школы Валерий стал студентом Ленин-градского военно-механического института. По первому своему образованию офицер Герасимов – специалист по динамике полета и управлению летательными аппаратами. В Туле, куда попал по распределению, занимался разработкой ракет, ездил на испытания в Красноярск. И понимал, что это не его дело жизни. «Если для коллег чертеж был сродни живому организму, – рассказывает Валерий Дмитриевич, – то для меня – просто набор линий. Поэтому решил получить еще одну профессию и пошел заочно учиться в педагогический институт имени Толстого. Безусловно, на математический факультет».
После отработки по распределению, получив второе высшее образование, Валерий Герасимов вернулся на Оршанщину в качестве педагога. Еще во время учебы в Санкт-Петербурге судьба столкнула студента, всерьез увлеченного наукой, с гениальным педагогом-новатором того времени Виктором Шаталовым. Именно этот человек и его труды стали в дальнейшем мощным стимулом сделать школьный курс математики эффективным и доступным для восприятия. Элементы системы Шаталова Валерий Дмитриевич стал применять на новом месте работы – в Стайковской школе, затем в средней школе поселка Ореховск. Здесь познакомился со своей будущей женой – учителем начальных классов Галиной. Именно она, будучи единомышленником Валерия, в 1993 году в школе №9 Орши стала одной из первых преподавать математику по Герасимову. Это был эксперимент при поддержке Национального института образования, в который включились учебные заведения Орши, Витебска, Минска, Бреста, Могилева и которому предшествовала кропотливая подготовительная работа. Валерий Дмитриевич изучил множество передовых систем и методик. Именно в это время увидели свет его первые пособия – «Тетрадь математических открытий» для 1-го класса, позже – для 2-го, 3-го и 4-го. Совместно с Герасимовым тогда работали и другие оршанские энтузиасты-новаторы – Галина Трафимова, Леонид Гопаненко, Галина Боразнова. Руководил школой №9 брат Валерия Герасимова Сергей Дмитриевич. Немудрено, что именно здесь зародилось общественное объединение – центр развивающих технологий «ДиАль», участники которого стремились создать модель школы без перегрузки учащихся.
Первый эксперимент был рассчитан на начальную школу и через четыре года завершился полным триумфом. Исследования показали, что дети, занимавшиеся по системе Герасимова, перешли в 5-й класс, владея основами математики на гораздо более высоком уровне, чем их сверстники. «В нынешних учебниках – поэлементный подход, – говорит Валерий Дмитриевич. – Да, он сбалансированный, со стройным содержанием. Но оно дробится на отдельные части. Даже родственные, взаимосвязанные понятия оказываются в разных разделах учебника. Поэтому и материал воспринимается и усваивается сложнее. В основе моего метода – системный подход от целого к частному. К примеру, в первом классе сложение и вычитание дети изучают на основе игры «Фотограф»: прямое и обратное действие в рамках одного эпизода. Что касается текстовых задач, то это стержень всего курса математики на начальном этапе обучения. Классический подход предполагает решение по образцу, определенной модели. Менее способные дети начинают «тонуть» и в дальнейшем плохо представляют себе логические операции. Здесь же все по-другому: малыши сами учатся находить, мыслить, рассуждать, строить. Поэтому очень любят решать задачи и не испытывают страха при ответе у доски».
Валерий Дмитриевич продолжал работу, и с 2008 года вышли его учебники для 5-го, 6-го и 7-го классов. В них органично сочетаются инструктивный и самостоятельный, алгоритмический и исследовательский способы обучения. А общая организация текстов предполагает постоянное общение: диалоги, обращение к ученику как к читателю и т. д. Вот еще что примечательно: это учебники-самоучители с опорой на психологию, в которых с легкостью ориентируются как ученики, так и их родители. Как говорят многие педагоги, книги Герасимова – источник для творчества, который позволяет делать методические открытия.
Более 25 лет Валерий Дмитриевич занимается разработкой новых подходов к преподаванию. Сейчас, будучи учителем математики в 8-м классе школы №20, работает с детьми по собственной модели и систематизирует материалы для новых книг, пособий и учебников. А еще пишет диссертацию, тесно сотрудничая с Институтом психологии Российской академии наук. Его статьи неоднократно публиковались в серьезных изданиях и научных монографиях Беларуси и России. Свой бесценный опыт и знания Валерий Дмитриевич с удовольствием передает молодому поколению педагогов – своим последователям.
Фото Ольги Лебедевой