Государство для людей. Эта фраза стала лейтмотивом «Большого разговора с Президентом», который длился рекордные 7 часов 20 минут. За это время были обсуждены несколько десятков вопросов, на которые Александр Лукашенко ответил с присущей ему откровенностью.
Зарплаты и пенсии
Эта тема, волнующая практически каждого белоруса, прозвучала в самом начале «Большого разговора с Президентом». Глава государства повторил всем известную формулу расчета: заработные платы и пенсии могут быть увеличены только тогда, когда в реальном секторе экономики мы произведем больше продукции и продадим ее по более высокой цене. Вариант, когда можно у кого-то одолжить, отобрать или взять – это не наш путь.
Что касается средней заработной платы по стране в этом году, то 500 долларов, по словам Александра Лукашенко, это те деньги, которые государство должно помочь заработать человеку. «Чтобы он мало-мальски мог жить в той социально-экономической системе, которую мы с вами создали, – уточнил Президент. – Все остальное не запрещается — приветствуется. Тысячу, две тысячи. Кто сколько заработает. Еще раз подчеркиваю, 500 долларов — кровь из носу в этом году. Это не спонтанно названная цифра. Более того, страна в декабре имела 412 долларов средней заработной платы. Осталось совсем немного.
Шестой день в школе
Отвечая на этот вопрос, Александр Григорьевич отметил, что у нас школа перегрузила детей. У них практически не остается времени на занятия спортом, музыкой, танцами и т.д.
– И я подумал: «Почему мы бездельники — 5 дней работаем, а 2 отдыхаем, а дети должны работать 6 дней и еще на воскресенье хватает? – сказал глава государства. – И было принято решение: надо с программы, с учебников начинать.
Суббота должна быть спортивным днем, с трудовым обучением. Если надо где-то факультатив в субботу — 1,5-2 часа, не больше, не перегружая детей, — хорошо, пусть будут факультативы. То есть по-человечески к этому подойти. Детей нельзя перегружать, нельзя им давать то, что они не воспринимают и не воспримут, а тем более то, что им не нужно. Работаем мы над системой образования, и мы ее отрегулируем.
Декрет №3
По мнению Президента, некоторые люди очень остро отреагировали на то, что их обозвали тунеядцами.
– В чем-то согласен, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Потому что «тунеядец» — это советский термин, и тогда под ним понимали бездельников и ведущих асоциальный образ жизни. И вот люди это словечко перенесли на себя. А не надо переносить. Я не скрою: у меня был элемент мотивации, когда я принимал это решение. До сих пор, особенно в сельской местности, малых городах, где все друг друга знают, некоторые с утра до ночи работают, получая 400-500 рублей. А некоторые ничего не делают, а живут неплохо, и нигде не работают. У нас что, ты платишь за здравоохранение, медицину 100 процентов? Не без недостатков наша медицина. Но вопрос не в этом. Сколько мы за это заплатили? Образование, безопасность, оборона. Льготы для детишек. Это расходы. Тогда, почему я один должен платить налог, а другой не участвует в финансировании всего этого, но получает соответствующие социальные услуги? Иди работай и плати.
Президент обратил внимание, что в результате принятия Декрета №3 граждане, которые официально длительное время не работали, а также не были зарегистрированы в качестве безработных, стали регистрироваться. Кроме того, этот документ подстегнул и обнажил те процессы, которых не видели до его принятия.
– Ну и вообще давайте договоримся так: пока этот декрет работает совсем недолго. Давайте поживем, посмотрим, если уж мы с вами придем к выводу, что это анахронизм и он не нужен, мы его отменим, – предложил глава государства. – А по поводу того, что мы бюджет этим хотим поправить, мы собрали за год аж 12,5 млн рублей.
Белорусская модель
По мнению Александра Лукашенко, белорусская модель развития – это, прежде всего, социально ориентированная экономика.
– Я не приемлю у нас другой модели, – заявил он. – И я очень тщательно наблюдаю за вариантом России, Украины и так далее, и молю бога, чтобы у нас этого не произошло. Любое государство лишь тогда чего–то стоит, если оно обращено к людям. Если человек от этого ничего не имеет — зачем ему это государство?.. Мы не отойдем от социально ориентированной экономики — я в этом ключе и действую. А как же, я обещал одно, а делать буду другое? Это не моя политика. Я сторонник искренней, честной политики. Справедливой. Я часто говорю: в законах всe не пропишешь. А когда не прописано — делай справедливо. И я справедливость ставлю выше любого закона.
Справедливость должна быть положена в основу всех человеческих взаимоотношений. И государства с человеком в том числе.
Минск–Москва
Характеризуя нынешние достаточно сложные белорусско-российские взаимоотношения, Александр Лукашенко сказал, что пока он Президент, ни один камень в сторону русского человека, россиянина брошен не будет. И добавил, что у него складываются порой непростые, но в целом хорошие отношения с российским Президентом Владимиром Путиным. Однако надо учитывать, что в России множество разных сил, в том числе и в руководстве страны. В итоге некоторые вещи расходятся с мнением и решениями самого Президента.
В продолжение темы Александр Григорьевич заявил, что без российской нефти мы обойдемся, хотя и будет очень трудно. Свобода, независимость не оценивается никакими деньгами.
– Если на одной чаше независимость, а на другой российская, иранская, азербайджанская или американская нефть — это несопоставимо, – сказал белорусский лидер. – Мы все равно найдем выход. Этого в России, к сожалению, не понимают...
Александр Лукашенко предположил, что, вероятно, у России появилась некая настороженность, что Беларусь уйдет на Запад. Отдельные российские СМИ критикуют за это руководителя внешнеполитического ведомства Беларуси Владимира Макея.
– Никакой Макей без согласия Президента не ведет переговоры ни в Брюсселе, ни в Берлине, ни в Вашингтоне. В России все должны понимать, что это согласованная позиция, на которую меня когда-то подтолкнул мой друг Президент Путин, – подчеркнул глава государства и отметил, что, когда Беларусь еще находилась под санкциями, Владимир Путин советовал ему выйти с западными коллегами на нормальные отношения. Теперь, после отмены санкций, они развиваются активнее, но не в ущерб взаимодействию с Россией. – Россия – это святое, – резюмировал Александр Лукашенко.
Безвизовый въезд
– Почему кого–то настораживает, что мы отменили визы для граждан каких–то стран? – задал риторический вопрос Президент. – Мы же себя позиционируем как центр всей Европы и евразийского континента. Так как же центр может быть изолирован? Но самое главное состоит в том, что мы разрешили приехать людям на 5 дней без визы через аэропорт в Минске. И какая это угроза национальной безопасности России? Все же осталось, как раньше. Ты приезжаешь с визой или без визы, паспорт посмотрели. Есть единый союзный список тех людей, которым нежелательно пребывание в Беларуси и России… Ничего ж не изменилось в этом плане. Мы имеем право принять это решение, мы суверенная, независимая страна. Более того, мы согласовали этот документ.
Пограничная зона
– Насколько меня информировали, там есть некая привязка к каким-то конкретным точкам, – сказал Президент, отвечая на вопрос о введении Россией режима пограничной зоны на границе с Беларусью.
– Мы же не договорились, как будет на карте проходить граница, на местности, только после этого нужно устанавливать какие-то знаки и точки. Вы же можете залезть на чужую территорию и отхватить кусок чужой границы. Поэтому я не думаю, что россияне на это решатся, это уже серьезный конфликт… Но я могу сказать твердо: мы ни в коем случае не пойдем на поводу у россиян, и россияне могут быть уверены, что они как приезжали в Беларусь, так и будут приезжать. Это я твердо гарантирую.
Беларусь–Запад
При обсуждении перспектив дальнейшего взаимодействия с Германией Александр Лукашенко подчеркнул, что хочет, чтобы при выстраивании отношений Запад увидел в Беларуси независимое суверенное государство.
– Мы высокотехнологичная страна, вы – супервысокотехнологичная, немцы далеко вперед ушли, – сказал белорусский лидер. – Нам нужны высокие технологии, энергосберегающие, ресурсосберегающие, и мы готовы в этом направлении работать.
Глава государства отметил, что в Беларуси появилось много представителей немецких деловых кругов, с которыми сейчас ведутся переговоры по созданию новых предприятий.
– Поэтому я хочу, чтобы вы наконец-то увидели в Беларуси современное независимое государство и все вытекающее из этого, – заявил Президент. – Больше я ничего от Запада не хочу. А если вы думаете, что Лукашенко развернулся и пошел на Запад, то я отдаю себе отчет: никто меня там не ждет, я абсолютно никому там не нужен, как и Беларусь с каким-то конкурентным товаром там тоже не нужна. Там есть Германия, Франция... Но давайте нормальные отношения поддерживать и решать проблемы, с которыми столкнулись. Может, мы вам в чем-то будем полезными.
Национальная идея
Такая идея, по мнению Президента, нужна. Но она должна быть четкой, кратко сформулированной, чтобы захватила всех.
– Я всe больше убеждаюсь: наверное, мы не пришли в своем развитии к той точке, когда бы эта идея ударила всем по мозгам и по сердцу, – сказал Александр Лукашенко. – Я успокоился, думаю, ну раз общество ничего предложить не может — я тоже не могу придумать, даже боюсь что-то говорить, потому что это очень ответственно. Так и живем без этой идеи. А хотелось бы. Но ее пока нет. И я абсолютно убежден: выдумать ее невозможно. Нас к этому должна подвести сама жизнь. Слишком мало, наверное, мы прожили как абсолютно суверенное, независимое государство, даже Россия не в состоянии ее сегодня сформулировать. Тут надо быть очень точными, аккуратными. Но формулировать ее надо, потому что это движение вперед, послание всем поколениям — вот наше будущее.
Одной строкой
Во время «Большого разговора с Президентом» Александр Лукашенко проанонсировал большое совещание по ЖКХ в ближайшее время и аналогичное мероприятие по вопросам развития белорусской науки.
Президент поручил немедленно навести порядок с вопросами акционирования сельхозпредприятий, а также проработать вопрос о создании высшего учебного заведения с белорусским языком обучения. Пообещал жестко разобраться по фактам "наездов" на инвесторов.
Кроме того, Александр Григорьевич сообщил, что в Беларуси сохранится государственная поддержка спорта. И государство будет стараться поддерживать строительство жилья в регионах.
Белорусский лидер признался, что предпочитает носить отечественные костюмы, которые в разы дешевле импортных и не уступают им по качеству, и обувь – «Марко».
Александр Лукашенко сообщил о скором появлении в продаже шоколада под брендом «Президент», выпуском которого займется кондитерская фабрика «Коммунарка». По его словам, в данном шоколаде вместо сахара будут использоваться натуральные сахарозаменители. Однако он будет достаточно сладким. По инициативе Александра Лукашенко также появляются и новые сорта хлеба.
Туристу, по мнению главы государства, следует обязательно побывать в Брестской крепости, Беловежской пуще, Березинском биосферном заповеднике, на Нарочи, Припяти, увидеть Мирский замок и другие достопримечательности.
В заключение большого разговора Александр Лукашенко рассказал о своей мечте. Президент был бы рад, если бы у каждого белоруса всегда в кармане были деньги, чтобы он мог удовлетворить свои потребности.
– Я бы очень хотел, чтобы мое государство, моя страна, в которой я первый Президент, была тихой, спокойной и удобной для жизни людей, – отметил Александр Григорьевич. – Чтобы уезжая куда-то, на вторые сутки хотелось домой.
Фото БЕЛТА