Облисполком призвал крупные торговые сети, ведущие активное освоение местного рынка, уважительно относиться к предприятиям Витебщины и обеспечить адекватное представительство их продукции на прилавках магазинов. При этом никто не снимает ответственности с самих производителей: в борьбе за рентабельность надо делать акцент на внутренний потенциал, а не рассчитывать на административный ресурс.
Анализ ситуации на потребительском рынке Витебщины был проведен в ходе недавнего совещания, организованного облисполкомом с участием представителей торговых и промышленных предприятий, а также банковских структур. Первый заместитель председателя облисполкома Геннадий Гребнев сформулировал основную цель мероприятия так: сбалансировать интересы продавцов и производителей в вопросах продвижения отечественных товаров на внутреннем рынке. Как показывает общемировая практика, подобные проблемы неизбежно возникают с укрупнением розницы. Торговые сети начинают доминировать и диктовать свои условия производителям, для которых становится затруднительным доступ к прилавкам крупноформатных объектов, где и происходит встреча «лицом к лицу» товара и потребителя. Организовав диалог «оппонентов» на нейтральной территории в Концертном зале «Витебск» и выступив в роли своеобразного арбитра, местная власть еще раз обозначила правила игры на сетевом розничном рынке Витебщины, а также указала на недостатки производителям.
Обеспечить потребителю право выбора
По словам заместителя председателя облисполкома Олега Мацкевича, область занимает доминирующее положение в стране по выпуску льняных тканей, обуви, ковров и ковровых изделий, имеет значительные мощности по производству цельномолочной продукции, молочным и мясным консервам, колбасным изделиям, алкоголя и ряду других товаров народного потребления. Постоянное расширение их ассортимента является неизменной заботой местных производителей. В результате покупательский спрос удовлетворяется за счет продажи преимущественно отечественной продукции, чей удельный вес в общем объеме розничного товарооборота по итогам первого квартала текущего года составил 74,5%. Однако анализ динамики этого показателя за последние годы сигнализирует о наличии проблем. Так, с начала 2015-го доля отечественных товаров сократилась на 1,6 процентных пункта, в том числе по непродовольственной группе – почти на 5 п.п.
Говоря о недоработках, Олег Мацкевич отметил недостаточную активность производителей, прежде всего, по продвижению собственной продукции, обеспечению ритмичности поставок и полноты ассортимента в торговых объектах. Нередко местные предприятия проигрывают в ценовой конкуренции поставщикам из других областей. В качестве негативного примера организации работы он привел Витебский плодоовощной комбинат. Акционерное общество предлагает к реализации 65 наименований плодоовощных консервов, из которых только 9 видов произведены в текущем году, остальные _ в 2013-2014 годах и уже имеют ограниченные (2 _ 4 месяца) сроки реализации.
– Ну каким покупательским спросом может пользоваться продукция для детей с таким сроком годности? – задал риторический вопрос Олег Мацкевич. – Вместе с тем, имея широкий ассортимент товаров, предприятия витебского мясомолпрома так и не организовали поставки во все регионы страны, не дошли до каждого торгового предприятия.
Как результат – позиции, которые либо отсутствуют, либо выпускаются в небольших количествах, область вынуждена закрывать закупками из-за рубежа. Удельный вес потребительских товаров в общем объеме импортных поставок оценивается в 5,5%, или 220-250 млн долларов в год, при этом на продовольственную группу приходится около 45%. И здесь свою лепту, зачастую не самую положительную, вносят крупные торговые компании, подчас игнорируя интересы отечественного производителя. По информации Олега Мацкевича, в торговых объектах сетевиков продукция предприятий области порой отсутствует или выкладывается на полки в местах, труднодоступных для покупательского взора, лишая человека права выбора. Это оказывает существенное влияние на потребительские предпочтения. Такое пренебрежительное отношение вкупе с рядом других факторов приводит к ухудшению финансового состояния производителей. Немало претензий прозвучало в адрес таких сетевых операторов, как «Доброном», «Соседи», «Алми». Олег Мацкевич призвал их руководителей брать пример с «Евроторга». Заместитель председателя облисполкома отдал должное этой компании за способность выстраивать конструктивное сотрудничество и учитывать интересы местных производителей. В противном случае он не исключил возможность применения административных рычагов воздействия к несговорчивым партнерам.
Дайте гандикап!
Заместитель генерального директора ГО «Витебскпищепром» Светлана Мухина сформулировала ряд упреков и предложений в адрес сетевых компаний, которые можно назвать консолидированной позицией местных поставщиков. По ее словам, к наиболее проблемным аспектам сотрудничества с торговыми сетями относится несоблюдение сроков оплаты за отгруженные партии, нежелание розницы работать с новыми видами отечественной продукции, не имеющими истории продаж, а главное – адекватность представительства местных товаров на прилавках крупных торговых объектов.
– Мы стараемся совершенствовать ассортимент, внешний вид и качество продукции, но не можем угнаться за импортными аналогами в плане бонусов, платы за полку, расходов на продвижение товара (например, только за 6 месяцев 2014-го поставщик печенья «Барни» вложил в рекламу на телевидении около 1,3 млн долларов), – отметила Светлана Мухина. – Поэтому просим отнестись к отечественному производителю более уважительно, а именно соблюдать договорные обязательства по оплате, содействовать в увеличении площади выкладки и выделении приоритетных мест на безвозмездной основе.
По мнению заместителя председателя горисполкома Зинаиды Королевой, проблемы по оперативному насыщению торговой сети товарами, в том числе местных производителей, связаны еще и с тем, что структурные подразделения сетевых компаний лишены самостоятельности, все решается в Минске, а это затягивает процесс устранения недостатков. Для областного центра, где за последние годы розница развивалась особенно динамично, это один из злободневных вопросов. Появление крупных сетевых компаний привело к перераспределению удельного веса игроков в городском товарообороте. По официальным данным, сегодня лидером по этому показателю является «Евроторг» с долей в 16,2%. Затем идут «Веста» (11,5%), «Витебские продукты» (5,8%), «Корона» (4,2%), «Ника» (1,8%), «Рублевский» (0,7%), «Соседи» (0,5%) и др. Городские власти проводят разъяснительную беседу с каждым новым оператором, в том числе по поводу насыщения его торговых объектов товарами местных производителей. Нежелание отдельных субъектов прислушаться к рекомендациям вынуждает принимать меры. В первом квартале 2015-го за нарушения правил торговли оштрафованы 39 должностных лиц на общую сумму 30 млн руб.
Совместно нести коммерческие риски
Генеральный директор ООО «Евроторг» Филипп Артеменко признал справедливой часть прозвучавшей критики в адрес розницы по поводу равнозначного присутствия всех производителей на полках магазинов сети «Евроопт». По его мнению, одна из причин такого положения – перепроизводство по отдельным видам продукции.
– Подход к местным предприятиям у нас единый – им предоставляется не менее 10% места на полках во всех категориях товаров, – подчеркнул топ-менеджер сети.
Что касается состояния взаиморасчетов, то Филипп Артеменко призвал учесть общую финансовую ситуацию в стране. Так, денежные проблемы вынудили «Евроторг» приостановить выполнение взятых обязательств по инвестдоговорам, связанным со строительством новых объектов, степень готовности которых не превышает 70%.
Сегодня «Евроторг» активно практикует производство товаров под собственными торговыми марками. В качестве одного из путей совершенствования партнерства компания предлагает витебским производителям размещать у себя подобные заказы. Кроме того, Филипп Артеменко призвал производителей помимо качественной составляющей обратить внимание на ценовой фактор. Для покупателя, который ориентируется на дешевый товар, бренд не имеет значения, напомнил он. Также вызывает недоумение наличие у одного производителя до 40 наименований продукции примерно по одинаковой цене, но с разными этикетками. В таком случае сложно заниматься продвижением товара и не имеет смысла заполнять им полки, отметил гендиректор «Евроторга».