Документ разработан в рамках реализации международного проекта, финансируемого Европейским союзом.
Превратить индустрию гостеприимства в доходную отрасль экономики мечтают многие. В Полоцке эту задачу взялись решать путем внедрения современных технологий и лучших европейских практик. Вместе с Мяделем, Мстиславлем, Пружанами и Каменцем город задействован в проекте «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», основным партнером которого выступает Министерство спорта и туризма. Пилотные проекты призваны показать пример всем остальным регионам республики. По опыту передовых стран для этих территорий разрабатываются конкретные планы действий, их осуществление поможет увеличить количество приезжающих гостей на 20%.
Как это сделать, на семинаре в райисполкоме рассказали руководитель проекта Янез Сирше, ключевой эксперт по туризму Кай Партале и эксперт по маркетингу Андрис Клеперс. Во главу угла специалисты поставили создание бренда – яркого образа, отражающего лицо региона, его уникальные особенности и самые привлекательные черты. Цель такого позиционирования — выгодно обозначить себя на туристической карте мира и успешно продвигать свой продукт в условиях возрастающей конкуренции.
Полоцк, как отметил Кай Партале, может стать широко известным на внутреннем и международных рынках как город, с которого начиналась Беларусь. Его главные конкурентные преимущества – в сочетании богатого наследия и духа новаторства, креативности, что дает возможность получить незабываемые впечатления в необыкновенной исторической среде, почувствовать связь с культурой страны. Ключевыми тематиками для региона эксперт назвал культурно-познавательный, событийный и религиозно-паломнический туризм, подчеркнув, что за брендом стоит гораздо больше информации, чем просто за логотипом: здесь важно учитывать и региональную идентичность, и эмоциональное восприятие, и ожидания всех заинтересованных сторон.
Сегодня Полотчина принимает около 240 тыс. туристов и экскурсантов в год, в том числе 30% — из-за рубежа. При этом 80% гостей приезжают из России, на долю Латвии приходится 9%, Литвы — 7%, Эстонии — 4%. Анализ показал, что сейчас это направление наиболее привлекательно для путешественников старшего возраста и пар без детей, средняя продолжительность пребывания туристов составляет три дня.
Стратегия развития включает конкретные проекты, с помощью которых можно повысить качество и расширить спектр туристических услуг, улучшить существующую инфраструктуру, а также применять более наступательный маркетинг. В частности, рекомендуется создать исследовательский центр, где будут представлены важнейшие научные и культурные открытия, внедрить диверсифицированную культурную программу для музеев, основанную на современных инструментах и методиках, а также восполнить недостаток услуг заманчивыми предложениями центра спорта и приключений. Интерес также вызовут различные типы образовательных и развлекательных объектов, побуждающих посетителей к изучению региона.
Кроме того, эксперты советуют шире использовать богатые лечебно-оздоровительные рекреационные ресурсы края, развивать сеть туристических маршрутов и троп, объединенных под определенной концепцией, обустроить площадку для караванеров, учитывая растущий спрос на кемпинговый отдых.
Важно
Развитие туризма будет способствовать созданию новых рабочих мест и росту экономики региона, рациональному использованию природных и культурных ресурсов, улучшению качества жизни местного населения.
В самом Полоцке нельзя обойтись без включения в систему городского туризма реки Западная Двина с обустройством ее набережной. Эффективным инструментом укрепления бренда является организация масштабных событийных мероприятий, которые помогают решить проблему сезонности туризма. Следует обратить внимание и на разработку интересных анимационных программ, продажу фирменных сувениров, изготовленных местными мастерами под маркой «Сделано в Полоцке». Еще одно безусловное требование — улучшить навыки и повысить уровень знаний иностранных языков у обслуживающего персонала. Для продвижения региона на международном рынке необходимо внедрять современные подходы к маркетингу и менеджменту.
Фото Ларисы МАЛАШЕНИ.