Приходя в магазин за покупками, любой потребитель вправе знать, откуда взялась та или иная продукция, за что он отдает деньги и может ли быть уверен в качестве товара. Это не правила торговли, это правила нашей с вами безопасности. Оптовики и частные предприятия уже давно работают по такой схеме, защищая таким образом свое доброе имя. А вот индивидуальные предприниматели привыкли действовать по старинке: купил дешевле – продал дороже, не заботясь о наличии сопроводительных документов, происхождении и качестве товаров.
В связи с этим и был подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». С какими изменениями придется столкнуться ИП, пояснил первый заместитель начальника инспекции МНС Республики Беларусь по Витебской области Валерий Лобацевич(на фото).
– Самое первое и важное: проект указа предусматривает, что индивидуальным предпринимателям – плательщикам единого налога – с 1 июля 2014 года в обязательном порядке необходимо иметь документы на все товары, в том числе и на ввозимые из стран Таможенного союза, подтверждающие их приобретение или поступление. То есть ввоз, транспортировку по территории Беларуси, хранение и реализацию продукции можно осуществлять только на основании документов. А таковыми, подтверждающими приобретение товара за наличный расчет, являются первичные учетные документы с приложением к ним кассовых или товарных чеков, квитанций и других. В отдельных случаях могут быть и счета-фактуры, если это предусмотрено налоговым законодательством страны-импортера. Первичные учетные документы составляются согласно законодательству того государства, где был приобретен товар. К примеру, если это Российская Федерация, то указываются дата сделки, наименование субъекта, количество товара в натуральном или денежном выражении, должны быть подписи, фамилии и инициалы.
– Главный вопрос: что делать с изделиями, приобретенными без документов, которые не успеют продать до 1 июля?
– Проект указа предусматривает переходный период до 1 марта 2015 года, в течение которого индивидуальные предприниматели смогут реализовать остатки своих товаров. Однако именно тех, которые были ввезены на территорию Беларуси из стран Таможенного союза до 1 июля 2014 года без документов, подтверждающих их приобретение (поступление). Для этого необходимо сделать опись таких товаров и представить ее для регистрации в налоговые органы до 30 июля. Реализация в розничной торговле до окончания переходного периода будет осуществляться с уплатой единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированных суммах. Те же, кто сразу решится играть по новым правилам, вместо последнего будут производить уплату «ввозного» НДС. Кроме того, индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога – вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 июля или 1 октября 2014 года при условии, что не станут реализовывать остатки товаров, на которые отсутствуют документы.
– Помогать индивидуальным предпринимателям смогут наемные рабочие?
– Да, независимо от родственных связей. Однако не более трех человек. Также планируется снять ограничения по количеству торговых, обслуживающих и иных объектов, используемых ИП в своей деятельности, и исключить ограничение по заключению гражданско-правовых договоров с юридическими лицами.