По статистике, более четверти экономически активного населения Витебщины трудится в бизнес-секторе. Из-за экономических сложностей последних лет сейчас он переживает нелегкие времена: численность индивидуальных предпринимателей сократилась почти на 10%, а субъектов малого и среднего бизнеса – на 4%. О перспективах развития предпринимательства и его значении в экономике региона мы поговорили с первым заместителем председателя комитета экономики облисполкома Наталией Салтанович и начальником управления развития предпринимательства комитета Александром Трофимовым.
– С чем связаны количественные потери в бизнес-среде? Насколько это чувствительно для областного бюджета?
Н.С.:
– Некоторое сокращение численности субъектов малого бизнеса есть, и главная причина, конечно, в экономических факторах: снижении покупательского спроса, ослаблении курса белорусского рубля, сложностях на внешних рынках, прежде всего в России, жестких требованиях к участникам Таможенного союза. При этом ситуация некритична.
Постепенно растет вклад бизнеса в выпуске товаров и услуг, промышленном производстве, выручке от реализации продукции, инвестициях в основной капитал, оптовом товарообороте, экспорте, валовой добавленной стоимости.
Увеличивается его доля в формировании бюджета: в общем объеме налоговых поступлений области в 2016 году 21,7% - от частного бизнеса. Для сравнения, в 2014-м было всего 15,5%, в 2015-м – 21,3%. По поступлениям на одного плательщика – субъекта малого и среднего бизнеса – область третья после Минска и Минской области.
Иными словами, в условиях кризисных явлений происходит «самоочищение» бизнес-среды, выживают наиболее эффективные, востребованные, динамичные.
А. Т.:
– Количество частных структур сокращается также из-за низкой инвестиционной активности, высокой стоимости кредитных ресурсов. Мелкий бизнес сильно пострадал из-за развития крупных торговых сетей, которые в условиях падения спроса могут демпинговать цены за счет крупного опта. А более 50% индивидуальных предпринимателей занято именно в торговле.
– Численность ИП в области сократилось почти на 2 тысячи. Как вы думаете, не оказались ли эти люди без работы или работают нелегально? Ведь даже если нет доходов, ежемесячные выплаты в ФЗСН платить надо…
Н. С.:
– Возможно, кому-то пришлось искать новую работу, переквалифицироваться, но таковы законы рынка. ИП в этом плане наиболее мобильны. Нет спроса - закрываются, есть – открываются. Немалая часть предпринимателей стали наемными работниками за счет укрупнения бизнеса, кто-то, возможно, и работает нелегально на свой страх и риск, но понятно, что ни о каком развитии в таком случае речи быть не может. Будущее за цивилизованной торговлей, услугами. Слишком велика конкуренция.
Что касается выплат в ФСЗН, то проблема действительно есть, и вопрос поднимается на уровне Министерства экономики. Здесь не все просто, так как наполнение Фонда очень важно для выплат нынешним пенсионерам.
– Очевидно, что в ближайшее время ожидается значительная либерализация условий ведения бизнеса. С какими затруднениями сегодня чаще всего сталкиваются предприниматели?
А. Т.:
– Что касается налоговой нагрузки, то она не столь велика. К тому же каждый предприниматель волен выбрать удобную и выгодную для него систему налогообложения. В среднем с учетом выплат в ФСЗН налоговая нагрузка на частные субъекты хозяйствования составляет 37% от доходов, но у некоторых не более 13-15%. Для сравнения, в ряде развитых стран налоги достигают 50% от доходов.
Есть проблемы с большим количеством административных процедур, согласований, особенно в строительстве, при создании новых объектов. Больше всего в этом плане, конечно, страдает крупный бизнес. Часто процедура запуска нового производства затягивается на несколько лет.
Проект соответствующего указа Президента предусматривает заявительный принцип для занятия предпринимательством, значительное упрощение процедур сертификации, мораторий на проверки контролирующих органов.
Сейчас иногда доходит до абсурда: например, на СТО, чтобы закрутить гайку, нужна сертификация данного вида работы. За все надо платить, и обязательно придет кто-то, чтобы проверить соответствующий ли у тебя инструмент. Зачем столько сложностей, если это не влияет на безопасность?
Н. С.:
– Однозначно необходимо упрощение санитарных и пожарных требований. Часто предприниматели не успевают открыться, а на пороге уже проверяющие, огромные штрафы для юридических лиц, которые убивают желание работать дальше. Я убеждена, что начинающих предпринимателей нужно учить, а не наказывать. Ведь на самом деле малый и средний бизнес решает не столько вопрос наполнения бюджета, сколько содействует самозанятости людей, делает их независимыми.
– Как органы власти поддерживают частную инициативу?
Н.С.:
– Проблема в том, что многие субъекты хозяйствования, особенно государственные, еще только учатся себя продавать, хотя процесс сдвинулся с мертвой точки. Чтобы выжить и развиваться, сегодня нужно «бегать» за клиентом, а не наоборот. Бюджет финансирует предпринимательскую инициативу по трем направлениям: поддержка малого бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, информационное обеспечение.
Регулярными стали крупные инвестиционные и предпринимательские форумы, выставки-продажи, ярмарки, большой популярностью пользуется конкурс «Предприниматель года».
А.Т.:
– Работают инкубаторы и центры предпринимательства, проводится огромная информационная работа. В прошлом году на Витебщине прошло 144 бесплатных семинара с выездами в районы, на которых побывало более 5 тысяч человек. Бизнесменов учат эффективным рекламным и маркетинговым ходам, продвижению товаров через интернет и многому другому. Эффективно работает инкубатор малого предпринимательства витебской правовой группы «Закон и порядок», на площадях которого размещено 160 бизнес-субъектов, где трудится почти тысяча человек.
– Расскажите про наиболее интересные проекты частного бизнеса, которые сегодня реализуются на Витебщине.
– Это производство торгового и складского оборудования на территории СЭЗ белорусско-голландским предприятием «МодернЭкспо». Там установлено уникальное оборудование, инвестиции составляют около 13 млн долларов, планируется создать более 800 рабочих мест. Активно работает «Витстройтехмаш», производящее подъемные краны и механизмы, которые не имеют аналогов в Беларуси и ряде стран СНГ.
Инновационные технологии использует предприятие «Полимерконструкция». Относительно молодое, но успешное «ХеппиСтайл», открывшее сеть салонов красоты. Производством комплектующих для сельхозмашин занимается предприятие «Новый век спринг».
– Чтобы бы вы посоветовали тем, кто хочет начать свое дело? В каких сферах деятельности лучше всего стартовать?
Н.С.:
– Общаясь с состоявшимися предпринимателями, не перестаю удивляться, как они чувствуют конъюнктуру рынка, всегда держат руку на пульсе. Думаю, главное для начинающих – деловая интуиция, врожденная предприимчивость. К тому же нужна образованность в широком смысле этого слова, а не только наличие диплома. Всегда востребованы сфера услуг, бытовое обслуживание, ремонт автомобилей, физкультурно-оздоровительное направление. Тем более что условия ведения бизнеса в этих сегментах, скорее всего, упростятся.
Сейчас четверть субъектов предпринимательства области (юридические лица и ИП) занимается торговлей, пятая часть – в промышленности и столько же в сельском хозяйстве, 13% - в строительстве, 8% - оказывают услуги в транспорте и связи.
А. Т.:
– Прежде чем что-то начинать, необходимо все просчитать, хорошо разбираться в том деле, за которое берешься, постоянно учиться. Пора уходить от шаблона бизнесмена 1990-х годов – купи-продай. Например, если есть стартовый капитал неплохо вложиться в производство, особенно с созданием новых рабочих мест. Это, конечно, более рискованный вид деятельности, но зато он поддерживается местными властями, предоставляются недорогие площади, льготные кредиты, различные преференции. Только не нужно забывать про возможные риски.
Фото Дмитрия ОСИПОВА и Александра КУТЫНКО.